Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Между военным и гражданским: векторы военно-технического сотрудничества стран бывшего СССР

Что произошло с военной системой после распада СССР? В рамках международной программы «МедИАЦия» Кривопалов Алексей Алексеевич, к.и.н., старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, поделился своим мнением по злободневному вопросу.

Редакция портала Ia-centr.ru обобщила некоторые из тезисов эксперта:

– Гражданское общество зачастую резко реагирует на затраты государства на оборонный сектор. Как вы считаете закономерна ли подобная реакция?

Закономерна. Необходимо понимать, что военные затраты в европейских демократиях определяются посредством компромисса.

Высокие военные расходы возможны на короткий период, например, в Азербайджане в начале XXI века военное бремя составляло 16 процентов от ВВП. Накануне войны 2008 года военный бюджет Грузии составлял 8 процентов. В мирное время такие военные бюджеты не актуальны. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, за 2020 год, доля военных расходов в процентном соотношении от ВВП в РФ составляла – 4,3%; в США 3,7%; Индии – 2,9%; Великобритании 2,2%.

Общество не может выдерживать такие деформационные серьезные нагрузки, поэтому военные затраты в таком формате – спринтерский забег.

– Что произошло с военно-техническим сотрудничеством стран бывшего СССР после его распада?

 Существует два типа классификации постсоветского Военно-промышленного комплекса: первый – по степени их деиндустриализации и остаточной сохранности советских оборонных мощностей. Огромный централизованный советский ВПК разлетелся на осколки вместе с распадом страны. И хотя Украина и Беларусь получили значительное количество производственных предприятий, эти предприятия не представляли замкнутый производственный цикл, то есть они не могли производить основные марки вооружений. Россия унаследовала примерно 80 процентов бывшего военного потенциала СССР, недостающие 20 процентов привели к возникновению очень опасных дыр, заполнение которых происходило последние 25 лет. Только в последние 10 лет РФ замкнула и локализовала в пределах своих границ производство боевых систем, в первую очередь, ракетно-ядерных.

Второй вид классификации – политическая близость к России, которая нередко обуславливает необходимость военно-технического сотрудничества с Москвой.

–  Считаете ли Вы существующие интеграционные проекты продолжением военного взаимодействия стран бывшего СССР?

Среди существующих инициатив на постсоветском пространстве – СНГ, Евразийский союз, ЕАЭС, военно-стратегическое объединение ОДКБ.

Последнее объединяет ряд постсоветских государств – Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. Членство в ОДКБ предоставляет возможность льготного приобретения военной техники. По форме эта организация занимает промежуточное положение между военным союзом, например, Организацией Варшавского договора (ликвидирована в 1991 году) или блоком НАТО и многофункциональными интеграционными площадками, например, ШОС или ОБСЕ. Переходный характер ОДБК отражается в замысловатой официальной классификации – многофункциональная организация коллективной безопасности нового типа. В организационном смысле ОДКБ восходит к Ташкентскому договору 1992 года, который заключался между государствами СНГ. Катализатором образования были события в Афганистане, когда после взятия Кабула Талибами в 1996 году и после их вступления на территорию Таджикистана в 1998 году, резко обострилось положение на центрально-азиатском направлении.

За исключением Прибалтики и Грузии, Азербайджана ни одна страна постсоветского пространства не смогла порвать с советским наследием. Однако и в организационном, и в техническом плане удаление от советского эталона будет происходит в силу того, что военная политика будет уводить в сторону адаптации к актуальным внешнеполитическим вызовам. Облик каждой постсоветской армии будет приводиться в соответствии с возможностями и потребностями каждой страны.

Лекция состоялась в рамках второго этапа Международной программы «МедИАЦия» — «Бишкекская неделя», которая продлится до 18 июля 2021 г.

Программа «Медиация» включает в себя четыре страновые недели, которые пройдут с 21 июня по 12 сентября 2021 г.

Организатором мероприятия выступает Информационно-аналитический центр МГУ (ИАЦ МГУ) | Ia-centr.ru при поддержке Фонда президентских грантов.  

Подробное видео встречи, как и вся программа Международной программы «МедИАЦия» доступны на странице Facebook.

Регистрация на программы: https://forms.gle/XnrxmjjqxScBZhPTA