Какие процессы характерны для диалога России и Казахстана в сфере образования? На какие актуальные проблемы взаимодействия российской и казахстанской высших школ следует обратить внимание в первую очередь, и какие способы их решения являются наиболее перспективными? На эти вопросы Центру отвечает доктор PhD, зав. кафедрой регионоведения ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, доцент Айгерим Нуралиевна Оспанова (г. Астана, Казахстан).
Айгерим Нуралиевна, накануне Вашей встречи со студентами вузов Республики Башкортостан, нам хотелось бы подробнее узнать о тенденциях во взаимодействии высших школ России и Казахстана. Какие основные особенности сотрудничества наших стран Вы можете выделить?
Наши страны в социокультурном плане представляют собой фактически единое пространство и, несмотря на существование разделяющих границ, общность культурных, духовных и даже цивилизационных оснований развития общества сохраняется и по сей день. Более того, взаимоотношения с Россией рассматриваются Казахстаном в качестве основного приоритета внешней политики.
Сама же история взаимоотношений России и Казахстана как дружественных суверенных государств началась в 1992 году. Эта связь выдержала испытание временем и на современном этапе служит ярким примером стратегического партнерства. За этот период создана прочная нормативно-правовая база, охватывающая практически все области сотрудничества двух государств.
В свою очередь сфере образования Казахстан и Россия ведут активное сотрудничество, как в рамках интеграционных объединений (в условиях взаимодействия СНГ и ШОС уже подписан ряд документов в области интеграции образования, рассматриваются возможности унификации национальных классификаторов и перечней специальностей, разрабатываются механизмы сближения присваиваемых квалификаций и т. д.), так и в рамках межвузовских соглашений.
Какие пути развития Вы считаете наиболее перспективными в деле развития российско-казахстанского сотрудничества в образовательной сфере?
На мой взгляд, сотрудничество можно развивать через следующие проекты:
- Академическая мобильность.
- Двудипломные проекты.
- Научные стажировки.
- Совместные научные проекты.
Особую роль следует уделить сотрудничеству посредством развития двудипломных программ.
Преимущества получения образования по такой схеме совершенно очевидны: за тот же период обучения обучающийся приобретает два диплома, имеющих законный статус в двух странах. Несомненно, что такой подход способствует межгосударственным интеграционным процессам, расширяет возможности трудоустройства выпускника, повышает его мобильность и т. д.
Но обеспечивается ли при этом повышение качества образования? Думается, что в каждом конкретном случае это зависит от многих обстоятельств: условия обучения в вузах-партнерах, качество профессорско-преподавательского состава, взвешенный и скрупулезный подход к определению содержания образования, уровень мотивации и подготовленности обучающихся и т. д.
Есть ли какие-то трудности на пути углубления взаимодействия высших школ России и Казахстана, в частности, в рамках двудипломного образования?
1. Законодательные нормы в сфере образовании у каждой страны свои, причем в некоторых пунктах нормативы расходятся достаточно существенно.
Например, сравнивая системы образования России и Казахстана, можно отметить следующие особенности:
- в Казахстане трехуровневая система подготовки кадров – бакалавриат – магистратура – докторантура (PhD), но нет подготовки специалистов;
- магистратура в Казахстане относится к уровню послевузовского образования, а в России это уровень высшего образования;
- в Казахстане в отличие от России отменена подготовка научных кадров в аспирантуре и докторантуре и т. д.
Вследствие этого, на практике порой нелегко находить возможности для согласования и реализации двудипломных образовательных программ, оставаясь в правовом поле обеих стран, или подобные программы начинают терять свою привлекательность.
2. Проблема трудоустройства будущих выпускников.
В государствах реализующих двудипломное образование не продуман процесс трудоустройства выпускников. Государство, как правило, тратит на подготовку высококвалифицированных кадров огромные финансовые средства и вправе рассчитывать на их компенсацию.
И отсюда вытекает следующая проблема: выпускник вуза, синхронно получая легитимные дипломы двух стран, вправе сам выбирать страну для трудоустройства и последующей работы.
С одной стороны это хорошо, так как повышается мобильность выпускника, к которой мы так стремимся, расширяются возможности трудоустройства, обеспечивается реализация прав человека на выбор места жительства и т. д. Но, не предоставляя выпускнику работу, мы уже теряем потенциального специалиста, которого сами же и выучили.
И если двудипломное образование станет обычной массовой практикой, это может вылиться в серьезную социальную и экономическую проблему.
В таком случае, что необходимо сделать, дабы нивелировать вышеозначенные угрозы? Какие сценарии следует реализовывать в первую очередь?
Учитывая особенности законодательных баз Казахстана и России, реально существуют и вполне успешно функционируют или же могут иметь развитие следующие двудипломные образовательные траектории на базе бакалавриата:
· специалитет в российском вузе (срок обучения 5 лет) и профильная магистратура (срок обучения 1 год + 4 года бакалавриат) в казахстанском вузе;
· докторантура с присвоением академической степени доктор философии в казахстанском вузе (срок обучения 3 года) и аспирантура в российском вузе (срок обучения тоже 3 года);
· научно-педагогическая магистратура в вузах Казахстана (срок обучения 2 года) и аспирантура в российских вузах и др.
Понятно, что межгосударственное сотрудничество в сфере образования и стремление вузов-партнеров к взаимодействию будет взаимовыгодным лишь при условии гарантии качества образования.
Громадные перспективы двудипломного образования видятся в объединении образовательных проектов вузов нескольких стран постсоветского пространства по повышению квалификации профессорско- преподавательского состава с выдачей взаимопризнаваемых дипломов, сертификатов, удостоверений.
И, конечно же, совершенно необозримые возможности двудипломного образования на всех уровнях видятся в использовании средств и технологий дистанционного образования, преимущества которого в условиях все большей информатизации общества и системы образования невозможно оспорить.
Спасибо за выделенное время, Айгерим Нуралиевна!
Геополитический центр «Берлек-Единство»