Сегодня, как, впрочем, и всегда, молодежь оказывается на острие социальных проблем, причем современная эпоха глобализации общества и информатизации всех сфер жизни приносит свою специфику. Об этом – наша беседа с религиоведом, специалистом по разработке и реализации программ гражданского единства и этнокультурного развития Федерального агентства по делам национальностей России Екатериной Короплясовой.
- Екатерина, почему в центре внимания общества сегодня молодежные общественные организации – религиозные, национальные? Почему это актуально?
Спасибо, это действительно важный вопрос. Давайте вспомним новейшую историю. Перемены, произошедшие в 90-е годы, имели глобальные последствия для всех сфер общества, в том числе и религиозной. С одной стороны, религиозные организации получили возможность вести официальную деятельность с детьми и молодёжью, осуществлять воспитательную работу. С другой стороны, общество пережило период сильнейшего упадка. Как следствие, подрастающее поколение оказалось брошенным. Рухнули десятилетиями складывавшиеся системы воспитания, образования, творческого и духовно-нравственного развития, организации досуга. В этой связи, вполне понятно, что молодёжь вместе с религиозными исканиями, начала реализовывать свой потенциал в религиозных и национальных организациях.
В настоящее время ситуация заметно улучшилась, причем во многом благодаря усилиям традиционных для России конфессий и национально-культурных организаций. К тому же, более или менее стабилизировалась социально-экономическая ситуация, государство начало последовательно выстраивать молодежную политику, уделяя особое внимание вопросам межэтнического и межконфессионального взаимодействия с учетом полиэтничного характера нашей страны. Уверена, что молодёжь способна вести открытый диалог и даже при самых значительных разногласиях дружно сосуществовать и сообща работать.
- Какие социальные проблемы молодежи России и стран Центральной Азии Вы оцениваете как основные?
Молодёжь интересна тем, что представляет собой самую подвижную, мобильную и изменчивую часть общества. Она быстро меняет вкусы, предпочтения и перенимает новые тенденции, поэтому каждый раз приходится придумывать к ней новые подходы. Это особая среда, куда постоянно вливаются новые члены общества и проходят социализацию. В условиях глобализации и информатизации в качестве основных угроз надо рассматривать доступность интернета и низкий уровень медиабезопасности.
Мир виртуальный составляет сегодня значимую часть нашей жизни, его пагубные влияния находят отражение в реальной жизни и «заражают» социум. Всем известны примеры вербовки студентов террористическими и экстремистскими структурами через интернет и соцсети. Особую опасность представляют суицидные группы, игромания, интернет-зависимость и многое другое. Особую тревогу вызывает тот факт, что сегодня практически отсутствуют механизмы, позволяющие отфильтровать в интернет-пространстве подобные сообщения и вовремя отреагировать. Поэтому задача состоит в том, чтобы научить молодых людей делать это самостоятельно.
- Есть ли в этом плане какая-то специфика у разных регионов России и стран Центральной Азии?
Разумеется. Специфика есть всегда. Каждый регион имеет свои особенности, и это порождает отдельные проблемы, как для государственного управления, так и для институтов гражданского общества. Невозможно выстроить универсальную систему, которая бы решила, казалось бы, одинаковые проблемы в разных субъектах – они лишь на первый взгляд похожи.
- В этой сфере наработан определенный опыт, есть проверенные решения?
Конечно, в России и на федеральном, и на региональном уровнях есть примеры эффективных проектов, есть прекрасный опыт межконфессионального и межнационального взаимодействия молодежи. Это и молодежные межконфессиональные лагеря в ряде субъектов России, и межнациональные молодежные форумы, и «Золото тюрков», и «Диалог культур».
Вместе с тем, если говорить о глобальных вызовах информатизации, то надо, в первую очередь, рассматривать проблемы медиабезопасности. Именно они требуют особого внимания, постоянного повышения уровня грамотности педагогических кадров, студентов – всех, кто работает или планирует работать в будущем с молодежью. Необходимо взаимодействие государства с институтами гражданского общества, важно проводить мониторинг информационной ситуации и своевременно реагировать на возникающие угрозы. Пример Киберлаборатории, созданной «Центром культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ» в столице Южного Урала мне видится одной из уникальных форм работы в этой проблематике.
- Сегодня много говорят о социальной адаптации мигрантов. Какие государственные программы существуют в этой сфере?
В настоящее время миграционной политикой в нашей стране занимается ряд ведомств. Федеральная миграционная служба как основной орган, осуществлявший оказание госуслуг в сфере миграции, был упразднен указом Президента РФ в апреле 2016 года, а его полномочия переданы в управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел, а также Федеральному агентству по делам национальностей.
В государственной программе «Реализация государственной национальной политики», принятой в конце позапрошлого года, есть специальная подпрограмма, посвященная адаптации мигрантов. Ее основным исполнителем является Федеральное агентство по делам национальностей. Ряд мероприятий по социально-культурной адаптации в рамках подпрограммы осуществляют совместно ФАДН России, МВД и Министерство образования и науки. В перечень их задач входит выработка эффективных решений по социальной и культурной адаптации мигрантов, привлечение СМИ к формированию положительного образа мигранта, популяризация легального труда и улучшение восприятия образа мигранта в российском обществе, создание интернет-ресурса, посвященного вопросам социокультурной адаптации и др.
- И все-таки, кто должен заниматься социокультурной адаптацией мигрантов – принимающее государство, государство-донор, гражданское общество или кто-то другой?
Я уверена, что для решения вопросов мигрантов должны приниматься совместные усилия принимающей стороны, государств-доноров и институтов гражданского общества. Но это скорее идеальная модель, а на практике такая система слабо регламентирована и сложно осуществима. Поэтому, на мой взгляд, большая часть обязанностей лежит на государстве, которое принимает мигрантов. Именно оно выдает вид на жительство, разрешение на работу и должно, как следствие, грамотно управлять миграционными процессами. А это значит, заботиться о механизмах адаптации, обучении языку, наличии необходимых условий и т.д.
Хочу заметить, что, если просто ужесточить политику по отношению к мигрантам, то вероятен рост количества нелегальных мигрантов. Но это уже другой аспект темы. Мне кажется, что опыт Европы последних лет с ее политикой мультикультурализма оказался ошибочным, и мы должны обязательно этот негативный пример учитывать.
- Спасибо за интервью.