19 октября в Челябинске состоялся международный форум «Синергизм логистических стратегий стран Центрально-Азиатского региона: экономическая перспектива на фоне евразийской интеграции». Эксперты, предприниматели и представители Уральской логистической школы обсуждали пути интеграции транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии в единую транспортно-логистическую систему.
С одним из ключевых докладов, вызвавшим оживленную дискуссию, выступил руководитель международного департамента Таджикского государственного технического университета имени академика Осими, докторант кафедры логистики и экономики торговли ЮУрГУ, кандидат экономических наук Пулод Азимов.
Публикуем беседу с Пулодом Хакимовичем о путях решения транспортных проблем как в Центральной Азии, так и в его родном Таджикистане.
Как можно в целом охарактеризовать состояние логистической инфраструктуры Центральной Азии?
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что, получив независимость, страны Центральной Азии практически сразу же приобрели статус одного из ключевых регионов планеты. И во многом это произошло благодаря их транзитному потенциалу. Транспортно-транзитный потенциал Центральной Азии объективно стал одним из основных инструментов нынешнего геополитического противостояния в регионе. Значение этого фактора усиливается с учетом существенного роста торговли между Азией и Европой, которая по прогнозам к 2020 году достигнет 1 трлн. дол.
Сегодня транспортная система стран Центральной Азии слабо интегрирована в трансъевропейскую транспортную систему. При этом темпы и масштабы развития транспортной инфраструктуры не сопоставимы с подобными процессами в странах СНГ и Востока, а также с ближайшими соседями, которые активно развивают свои транспортные сети. И это, бесспорно, существенное ограничение, с которым предстоит работать всем евразийским государствам.
Отмечу, что для характеристики уровня развития транспортно-логистических систем как правило в мире используется индекс качества логистики, разработанный Всемирным банком. Если судить по нему, то страны Центральной Азии имеют едва ли не самый низкий индекс, при том, что они привлекательны природными ресурсами, рынками сбыта товаров, удобным транзитным положением. Достаточно сказать, что из 160 оцениваемых Всемирных банком стран (кроме Казахстана, занявшего 77 место) государства Центральной Азии занимают нижние строчки рейтинга: Таджикистан – 153, Узбекистан – 118, Туркменистан – 140, Кыргызстан – 146.
Свою лепту в размер транспортно-логистической проблемы вносит и то, что железнодорожное покрытие региона находится на крайне низком уровне, что также затрудняет участие стран в международных перевозках. При этом наличие сравнительно развитой автодорожной сети, отдельные участки которой входят в сеть автомобильных дорог СНГ, ЕАЭС, Азиатских шоссейных дорог, а также успешная конкуренция автомобильного транспорта с железнодорожным при перевозках скоропортящихся и ценных грузов, создают определенные благоприятные предпосылки для развития автотранспортного транзита.
Тем не менее, основными проблемами транспортной инфраструктуры являются ее высокий износ и низкая пропускная способность. Достаточно сказать, что износ автомобильных дорог Центрально-Азиатских стран составляет 65%. Понятно, что это существенно затрудняет грузоперевозки.
А как в связи с этим обстоят дела в Таджикистане?
В данном контексте как раз Таджикистан заслуживает особого внимания, поскольку значение и место транспортно-логистической системы республики для геополитического развития Центрально-Азиатских стран уникально, его сложно переоценить. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, Таджикистан в силу своего геополитического положения, экономического потенциала и исторических традиций является активным сторонником международной интеграции и развития регионального сотрудничества в Центральной Азии.
Во-вторых, будучи в экономическом отношении одной из наиболее слабых на постсоветском пространстве республик, отрезанная от основных торговых путей и транспортных маршрутов и не имеющая опоры в виде нефтегазового экспорта, Таджикистан сам по себе является объектом внешнеэкономических стратегий, более развитых региональных и внерегиональных игроков.
В-третьих, транспорт играет решающую роль в стимулировании и обеспечении геополитического взаимодействия региона, а Таджикистан, в свою очередь, находится на перекрестке крупных транспортно - транзитных коридоров Север - Юг и Запад-Восток и может служить мостом между странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Европы. Географическое расположение Республики позволяет осуществлять транзитные перевозки практически во всех направлениях кратчайшим путем. Кроме того, транзитные коридоры и интермодальные маршруты, проходящие через страну, обеспечивают связь с Северным Афганистаном, Пакистаном, Индией, а также с Персидским заливом, Китаем и всей Юго-Восточной Азией. Наконец, выгодное географическое положение Таджикистана позволяет организовать обслуживание транзитных грузопотоков силами автотранспортной системы региона.
Все эти факторы отражаются на геополитических позициях стран Центральной Азии, обуславливают эффективность их участия в международных отношениях и во многом определяют направленность внешнеэкономических стратегий как во внутреннем, так и во внерегиональном пространстве.
Отдельно следует подчеркнуть, что транспортно-логистическая система Таджикистана позволяет активизировать рычаг политического влияния в регионе, внося вклад в экономическую реконструкцию Афганистана и присоединяясь к усилиям международного сообщества по построению мира.
Открывающийся, благодаря транспортно-логистической системе Таджикистана, доступ к морским портам позволит Центральной Азии модернизировать транспортные инфраструктурные системы и усовершенствовать логистические услуги так, чтобы скорость сухопутных перевозок товаров и снижение расходов позволила конкурировать с морским транспортом.
Как влияет развитие транспортной инфраструктуры на транзитный статус региона?
Прокладка транзитных путей через Центральную Азию стимулирует региональную интеграцию, так как объективно делает государства более взаимозависимыми в решении экономических и политических проблем. Диверсификация экспортных маршрутов позволит странам регион повысить привлекательность для международных грузоотправителей и нарастить транзитные грузопотоки.
В целом хочу еще раз подчеркнуть, что превращение Центральной Азии при участии Таджикистана в континентальный транспортный узел отвечает как вопросам устойчивого развития региона, так и сохранению военно-политической и социально-экономической стабильности. В этой связи особо следует отметить совпадение интересов Центральной Азии и Таджикистана в сфере модернизации транспортно-логистической инфраструктуры. Это дает все основания утверждать, что сейчас мы наблюдаем новый виток в геополитическом развитии региона. На наших глазах начинается новый этап международного сотрудничества, когда использование транзитного потенциала может принести колоссальную экономическую и политическую выгоду не только Центрально-Азиатским странам, но и внешним по отношению к региону государствам. И, как следствие, ослабить геополитическую борьбу.
Поэтому одной из главных задач экономики в Таджикистане является строительство железнодорожных и автомобильных дорог, а также улучшение состояния транспортной инфраструктуры и услуг. Уверен, что это крайне положительно скажется на геополитических позициях всего региона.
Как Вы оцениваете перспективы интеграции Таджикистана в региональную транспортно-логистическую инфраструктуру?
Безусловно, такая интеграция будет способствовать развитию мультимодальных перевозок. И здесь я хочу привести как пример инициативу соединения железных дорог четырех стран – России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, а также железных дорог пяти стран - Китая, Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Ирана. Целью этих инициатив является объединение транзитных мощностей стран для последующего выхода на европейскую территорию.
Интеграция транспортной инфраструктуры Таджикистана в региональную транспортно-логистическую систему будет способствовать реализация ряда проектов развития маршрутов в ЕАЭС.
Считаю, что наиболее важно развитие автомобильного маршрута от границы Туркменистана до границы КНР. Целью данного проекта является рост внешнеторговых перевозок между Таджикистаном и Кыргызстаном, увеличение транзита грузов между Европой, Ираном, Турцией, Узбекистаном, странами Кавказа - с одной стороны и Китаем, Афганистаном – с другой.
Не меньшую значимость для Таджикистана также играет развитие железнодорожного маршрута от границы Туркменистана до дальневосточных портов российского Приморья.