26 мая 2016 г. в Сибирском институте управления – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошла Международная экспертная площадка «Этнополитические процессы на евразийском пространстве в зеркале современных медиа», организаторами которой выступили Экспертный клуб «Сибирь-Евразия», СИУ РАНХиГС и Новосибирское отделение Российской ассоциации политической науки. Специалисты из России, Казахстана и Кыргызстана рассмотрели роль медиа в условиях влияния экономик, процессов миграции населения и взаимодействия культур стран ЕАЭС.
По итогам работы Экспертной площадки её участники пришли к ряду заключений:
1. Медийное измерение этнополитических процессов в рамках евразийской интеграции на сегодняшний день приобретает все большую значимость, поскольку на наших глазах стремительно изменяется не только конфигурация геополитических сил в данном макрорегионе мира, но и конкуренция ведущих держав за культурно-идеологическое влияние на данной территории.
2. Это означает, что медийный контент становится важнейшим фактором влияния, поскольку современные высокотехнологичные медиа являются реальными инструментами конструирования значимых представлений широких социальных аудиторий стран ЕАЭС.
3. В условиях реальной конкуренции за продвижение своей геополитической позиции на территории ЕАЭС между крупнейшими державами мира, Россия должна существенным образом модернизировать медийное сопровождение процессов евразийской интеграции и освещение этнополитических процессов как на аудитории стран-партнеров по ЕАЭС, так и для различных аудиторий внутри страны.
4. Для аудиторий стран-партнеров по ЕАЭС приоритетными аспектами работы современных СМИ могут стать темы, конструирующие позитивное и уважительное отношение к суверенному статусу стран-участниц ЕАЭС, формирование общих смыслов и рамок понимания совместного дореволюционного и советского прошлого, а также конструирование коллективного «образа будущего», учитывающего опыт постсоветского государственного строительства и возрождение национальных культур.
5. Для российских аудиторий в первую очередь имеет смысл самым серьезным образом пересмотреть отражение в национальных масс-медиа темы трудовой миграции из стран-партнеров по ЕАЭС, поскольку на сегодняшний день фиксируется достаточно сложная ситуация, связанная с тем, как федеральные и региональные медиа подают данную проблематику, провоцируя стереотипы, формирующие негативный образ мигранта в общественном мнении, особенно в приграничных регионах страны.
6. Данную работу необходимо вести с учетом активно протекающей на наших глазах интернет-модернизации национальных медиа-систем, что приводит к формированию новых медиа-поколений, ориентированных на форматы сетевой культуры, для которых необходимо создавать собственный контент и позитивные образы будущего.