Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
«Братья Карамазовы» объединили школьников и студентов из ближнего и дальнего зарубежья

18 марта в Астрахани состоялся очередной литературный онлайн-урок в рамках международного образовательного проекта «Вечный Достоевский». Организаторами встречи выступили Центр международных исследований «Каспий-Евразия», Астраханская областная научная библиотека им. Н.К. Крупской, Астраханский государственный технический университет при поддержке Правительства Астраханской области, Агентства по делам молодёжи Астраханской области, Центра поддержки НКО и гражданских инициатив и Фонда президентских грантов.

«Вечный Достоевский» - это цикл образовательных лекций, встреч, бесед и конкурсов, направленных на поддержку и сохранение русского языка и культуры за рубежом.  Интерес к нему проявили уже более 50 участников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Это преподаватели русского языка и литературы, а также школьники  и студенты  из  Азербайджана, Белоруссии, Греции, Индонезии, Болгарии,  Казахстана, Молдовы, Словении,  Туркменистана, Турции и Узбекистана.

Очередную часть проекта – урок-диалог -  представила  доцент кафедры русского языка Астраханского государственного технического университета   Ольга Кряхтунова. В начале марта участники разобрали актуальность и проблематику романа «Преступление и наказание», а 18 марта проанализировали отрывок из произведения Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Занятие получилось интерактивным.

«Достоевского часто упрекают в обилии описания. В выбранном отрывке из романа «Братья Карамазовы» (разговор Ивана Карамазова с чёртом) мы видим подробное, детальное описание героя, который явно относится к европейскому культурному коду, а также обращаем внимание на лексику повествования. Данный отрывок можно назвать интертекстуальным, то есть в нём есть отсылки к произведениям, написанным «до» и «после» этого романа», - говорит Ольга Кряхтунова.

Так слушатели сравнили текст писателя с произведениями «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Нос» Гоголя, «Фауст» Гёте. Стоит отметить, что свои ответы старшеклассники и студенты давали как устно – посредством видеосвязи, так и письменно – в чате программы. Многие признались, что ещё не читали «Братьев Карамазовых», однако после занятия у них появилось такое желание.

Как отметила руководитель центра «Каспий-Евразия» Евгения Юкина, тексты Достоевского не просто актуальны по сей день, но и настолько глубоки, что читатель может открывать для себя новые смыслы и идеи, перечитывая романы великого писателя не один раз.

Услышать произведения Достоевского в рамках проекта можно будет   в литературной онлайн-эстафете. Самые яркие и известные отрывки из произведений писателя прочитают актёры московских театров, иностранные школьники и  студенты, соотечественники, проживающие за рубежом. Центр «Каспий-Евразия» сообщит о проведении марафона и опубликует видео на своих ресурсах.

Кроме того, в ближайшее время стартует конкурс эссе по произведениям Ф.М.Достоевского.  Итоги конкурса творческих работ подведут  в конце апреля. Лучшие работы будут опубликованы на электронных площадках Центра «Каспий-Евразия».

Классическая русская литература – прекрасный инструмент для формирования интереса и к России, и к ее культуре, и к русскому языку в целом, а Ф.М.Достоевский, несомненно, является ярчайшей знаковой фигурой для всей мировой культуры. Интерес, проявленный к мероприятиям проекта,  подтверждает это уже устоявшееся мнение.