10 августа 2020 г. прошло заседание Международного экспертного форума «Россия-Казахстан: фактор политического лидерства в укреплении добрососедства и дружбы», который в формате видеомоста связал Москву, Оренбург (Россия), Актобе и Уральск (Казахстан). Его организаторами выступили совместно АНО «Содружество народов Евразии», НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета и кафедра Ассамблеи народа Казахстана Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова.
Открывая работу площадки, руководитель АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин (г. Оренбург, Россия) отметил, что в современных условиях всеобщего процесса глобализации, модернизации и демократизации общества политика становится более рациональной, гибкой и открытой. Взаимоотношения между государствами приобрели более динамичный и взаимозависимый характер, приблизились к жизненным интересам каждого региона и отдельного жителя. Радикальные преобразования в сфере международных отношений и необходимость решения глобальных проблем современности потребовали становления нового типа политического лидера, способного ориентироваться в период трансформаций, умеющего адаптироваться к новациям, противодействовать кризисам, нейтрализовать напряженные конфликты, способствовать внутренней и внешней стабильности, добиваясь консенсуса в обществе и компромисса интересов во взаимоотношениях с соседями. Этими качествами в полной мере обладают лидеры России и Казахстана, которые внесли решающий вклад в создание Евразийского экономического союза как эффективного, гибкого инструмента для согласования интересов в международных отношениях на равноправной основе, консолидации усилий для совместного решения общих проблем и задач. Современные условия глобализации экономики, транспортно-логистических потоков, информационного поля, внешних угроз объективно требуют дальнейшего развития и углубления этих интеграционных процессов, которые подкреплены взаимной выгодой и стремлением наших народов к более тесному сотрудничеству, волей и доверием их политических лидеров.
Координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов (г. Москва, Россия) подчеркнул удивительное предвидение и непреходящую актуальность евразийских идей и подходов к интеграции, предложенных первым Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым еще в далеком 1994 г. По мнению эксперта, растущие в мире противоречия, разрыв в уровне благосостояния, которые только обострились на фоне пандемии, со всей очевидностью показали несостоятельность прежней модели глобализации вокруг одного доминирующего центра силы, с политизацией экономики, санкционным подавлением конкуренции, запретами трансфера и искусственным сдерживанием технологического развития третьих стран. Будущее за региональными блоками государств, объединенных общностью интересов на паритетной основе и способными солидарно отстаивать их на международной арене. Поэтому и постсоветским государствам необходимо выстраивать собственную модель евразийской интеграции, иначе они распадутся по другим экономико-географическим макрорегионам, тяготеющим к Европе, Турции, Ирану или Китаю. К тому же, предложенная концепция Большой Евразии обладает большей привлекательностью и в идеологическом плане, поскольку предлагает вместо западного подхода «плавильного котла» и усредненного единообразия национально-культурный плюрализм и «цветущую сложность» цивилизаций.
Заведующий кафедрой Ассамблеи народа Казахстана Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова, политолог и публицист Турар Шайхиев (г. Уральск, Казахстан) напомнил, что в отличие от стран Запада первым руководителям постсоветских республик пришлось действовать вне крепкой институциональной основы, заново создавать и укреплять национальную государственность, решать сложнейшие проблемы перевода экономики на рыночные капиталистические отношения, преодоления гражданских и межэтнических конфликтов. И не всем руководителям, вознесенным историей на вершину власти в первые годы национальной независимости, эти задачи оказались по плечу. Быстро сменились и ушли в прошлое первые президенты постсоветского Азербайджана, Грузии, Таджикистана. Под грузом небывалых задач выстояли или отобрались в конкурентной борьбе наиболее крепкие, инициативные управленцы, не боявшиеся брать на себя ответственность за глобальные решения и их последствия, что способствовало формированию на евразийском пространстве особого типа волевого, харизматичного лидера.
Руководитель Социологического центра «Общественное мнение» Галина Шешукова (г. Оренбург, Россия) в своем выступлении затронула проблемы транзита власти и преемственности курса в Российской Федерации и Республике Казахстан для обеспечения устойчивости их политических и социально-экономических систем в условиях новых вызовов и угроз. Социолог отметила, что на фоне кризиса, порожденного новой коронавирусной инфекцией, рейтинги всех мировых лидеров снижаются. Тем не менее, в России и Казахстане они остаются на достаточно высоком уровне, во многом благодаря решению их президентами возникших проблем в ручном, оперативном и публичном режиме: перестройке системы здравоохранения, инициированию беспрецедентных мер поддержки бизнеса, социально уязвимых категорий населения и др. В Казахстане дополнительным фактором укрепления стабильности является поддержка нынешнего Президента К.-Ж. К. Токаева первым Президентом Н. А. Назарбаевым, который сознательно избегает ситуации двоевластия в стране, перекладывания ответственности и негатива, а, напротив, подставляет плечо в трудной ситуации, мобилизуя помощь через структуры Совета безопасности, Общественного фонда по борьбе с короновирусом и др. По сути, он мудро занял в Казахстане ту же позицию, что в свое время Дэн Сяопин в Китае, отойдя в сторону от управления, но сохранив значение национального лидера, оказывающего позитивное влияние на процессы в стране с высоты своего огромного практического опыта.
Старший преподаватель кафедры Ассамблеи народа Казахстана и социально-политических дисциплин Актюбинского регионального государственного университета имени К. Жубанова Дмитрий Мацюк (г. Актобе, Казахстан) акцентировал внимание на том, что усилия Первого Президента страны способствовали укреплению стабильности, мира и безопасности и в глобальном масштабе: выбором Казахстаном статуса безъядерной державы и активным участием в движении нераспространения атомного оружия, инициативами Н. А. Назарбаева по созданию Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и принятию ООН Кодекса поведения по достижению мира.
Вместе с тем, начальник отдела международных связей Оренбургского государственного аграрного университета, политолог Ольга Максимова (г. Оренбург, Россия) полагает, что международные инициативы политических лидеров являются не только их личным выбором, но отражают стремление их народов, вызревают в единстве экспертных суждений и мнений, обусловлены национальными интересами и здоровым прагматизмом. В этом плане и ЕАЭС является не идеологическим проектом, а, прежде всего, взаимовыгодным экономическим механизмом, выстраивается не в противовес другим блокам для конфронтации, а с собственной конструктивной, созидательной повесткой.
Специалист в области международного права, доцент Оренбургского института (филиала) Московского государственного юридического университета Елена Васякина (г. Оренбург, Россия), отмечая важность личного доверия и взаимопонимания лидеров ЕАЭС для успеха интеграции, в то же время считает необходимым дальнейшее укрепление институциональных и правовых основ Союза, чтобы объединение могло устойчиво функционировать независимо от смены руководства стран-участниц. Эксперт подчеркнула, что за короткое время развития ЕАЭС добился несомненного прогресса в плане формирования единого таможенного пространства, единых технических стандартов и регламентов, единых рынков товаров и услуг, унификации мер тарифного и нетарифного регулирования, развития цифрового взаимодействия, запуска механизмов научно-технического сотрудничества и др. Но важнейшей проблемой остается неоднозначность и необязательность норм ЕАЭС, которая открывает возможности для различных толкований, изъятий, ограничений и защитных мер, подрывающих заявленные принципы свободной конкуренции, передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на евразийском пространстве. В этой связи эксперт считает необходимыми: постепенную имплементацию, включение норм ЕАЭС в национальное законодательство стран-участниц, его гармонизацию в проблемных сферах (валютного контроля, обращения сельхозпродукции, алкоголя и др.). Несмотря на существующие опасения за суверенитет при усилении роли наднациональных органов, следует хотя бы придать обязательный характер решениям Суда ЕАЭС и заложить механизмы их принудительного исполнения. Ведь, в конечном счете, в этом будут заинтересованы сами страны-участницы для защиты интересов собственных товаропроизводителей, грузоперевозчиков, банковских институтов и т. д. А право без механизмов его реализации и ответственности за неисполнение превращается в простую декларацию.
Участники встречи констатировали, что даже в непростых условиях пандемии и связанного с ней мирового экономического кризиса отношения между Россией и Казахстаном успешно и поступательно развиваются, как в двустороннем формате, так и в многосторонних форматах евразийских интеграционных объединений (ЕАЭС, ОДКБ, СНГ). Примером тому является и отправка РФ в Казахстан значительной гуманитарной помощи (лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты, медоборудования), опытных врачей для содействия в борьбе с коронавирусом, за что россиян очень тепло поблагодарили зам. председателя Ассамблеи народа Казахстана Западно-Казахстанской области Гайса Капаков и руководитель Центра русской культуры Западно-Казахстанской области Сергей Погодин (г. Уральск, Казахстан).