Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Креативные индустрии сегодня

Глобальные изменения формируют новые реалии процесса становления личности. В том числе это касается и вопросов профессионального развития молодого человека. Не секрет, что за последние годы в условиях повсеместной цифровизации рынок труда значительно трансформировался.

Изменились и наиболее привлекательные направления трудовой деятельности, поскольку для молодых людей все интересней становиться проявлять себя с творческой стороны в подходе к решению тех или иных профессиональных задач. Помимо прочего, это обусловило резкий скачок развития рынка креативных индустрий – нового явления в сфере самореализации человека XXI в.

Однако, стихийное развитие далеко не всегда приводит к формированию стабильно и, главное, успешно функционирующего механизма. В данном контексте стимулирование рынка креативных индустрий нуждается в экспертно-аналитическом сопровождении. Этому и был посвящен Международный онлайн-брифинг «Креативные индустрии в цифровую эпоху: точки роста для молодежи СНГ», который прошел на площадке Zoom 17 июня 2021 г. Организаторами мероприятия выступили Центр «Берлек-Единство» (г. Уфа, Башкортостан, Россия) и Общественный фонд «Мир Евразии» (г. Алма-Ата, Казахстан).

Необходимо привлекать молодежь

Открывая мероприятие директор Центра, канд. полит. наук Радик Мурзагалеев обратил внимание участников на необходимость включения в разработку мер рекомендательного характера молодежи:

«… Формируя какие-либо экспертно-аналитические рекомендации по столь неисследованной на сегодняшний день проблематике важно ориентироваться на чаяния ключевой целевой аудитории – молодежи. Именно молодые поколения сегодня формируют наиболее актуальные тренды, диктуют то, как должны развиваться страны СНГ и к чему должны прийти в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах.

Поэтому предлагаю всем коллегам и партнерам не ограничиваться проведением закрытых исследований, но выходить на прямой контакт с молодежью и совместными усилиями вырабатывать дорожные карты развития рынка креативных индустрий. Это сделает возможным действительно эффективный процесс налаживания коммуникаций в столь новой и многообещающей сфере».

Новое поколение молодежи СНГ – это 60 млн. человек

Представитель соорганизаторов экспертного брифинга от Республики Казахстан, руководитель Общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев в своем выступлении затронул вопросы стандартизации и унификации подходов к поддержке креативных индустрий со стороны государств Содружества. По его мнению, странам СНГ и ЕАЭС важно прийти к общему видению стратегии развития инновационного предпринимательства в молодежной среде.

«Молодежь очень сложно объединить в одну категорию. Это достаточно условное понятие. Хотелось бы отметить, что в наших странах возраст молодежи и определяется по-разному: где-то к молодежи относят людей до 30 лет, в других государствах в качестве верхней пороговой границы устанавливается возраст 35 лет.

К тому же, в странах Центральной Азии доля молодого населения несколько выше, нежели в России. Это формирует особые конкурентные условия для молодых людей при поступлении в вузы, и дальнейшем поиске работы. Кроме того, согласно статистике, в странах СНГ проживает около 60 млн. молодежи от 15 до 29 лет, и это первое поколение, которое росло в условиях независимых государств.

Молодые люди нередко испытывают трудности при поиске работы. На постсоветском пространстве имеет смысл решать эту проблему вместе, в том числе трудовой миграцией, перераспределением трудовых ресурсов и т.д. В этой связи востребованное образование, креативные индустрии и инновационные профессиональные навыки являются жизненно необходимыми».

Самообразование – тренд современности

Аналогичное мнение озвучил и независимый политолог из г. Алма-Ата Замир Каражанов. Спикер также отметил, что современные молодые люди представляют уникальное поколение, которое само диктует глобальные правила цифровизации экономики:

«В Казахстане идет хороший естественный прирост молодежи. Конечно, для нас это однозначный плюс. С другой стороны, у молодых людей в Республике Казахстан возникает все больше проблем, связанных с безработицей, а минувший год только усилил эти риски.

Однако нынешнее молодежное поколение характеризуется практически стопроцентной цифровой грамотностью. В целом цифровой мир – это естественная среда обитания молодежи. Это формирует большие возможности для профессионального, личностного роста человека. Очень многие молодые люди начинают осваивать новые профессии через общедоступные видеохостинги, занимаются самообразованием.

Эта именно та сфера, где мы можем их поддержать на экспертном уровне. Здесь мы можем найти новых гениев области инженерии, программирования, авиастроения и промышленности, выпускающей продукцию с высокой добавленной стоимостью».

Культурное единение еще актуально

Следующий спикер, заведующая кафедрой востоковедения Алтайского государственного университета Юлия Лысенко отметила, что постсоветские наднациональные организации уже обладают первоначальной базой, способной объединить креативные индустрии государств в крупный мировой инновационный хаб:

«Заявленная тема очень актуальна для всей молодежи постсоветского пространства. Сегодня нам необходимо консолидировать усилия для развития инновационных индустрий на пространстве СНГ. Мы все еще обладаем общей языковой и культурной базой, что значительно упрощает задачи по формированию единого хаба креативного, социального и иного предпринимательства.

Как представитель Алтайского края могу сказать, что у нас работают самые разные структуры, которые курируют и направляют реализацию молодежных программ и стартапов. На конкурсной основе у нас обсуждаются самые разные проекта, которые могут получить финансовую поддержку вузов и государственных институтов. Однако хотелось бы вывести эти процессы и на международный уровень».

Необходимо нивелировать цифровое неравенство

Заведующая кафедрой экономической безопасности Алтайского государственного университета Ирина Санникова в своем выступлении озвучила экономические ракурсы развития креативных индустрий:

«С экономической точки зрения взаимодействие молодежи и других поколений сегодня должно выстраиваться на основе особенностей цифровизации рынков. Огромным барьером в этом отношении выступает явление цифрового неравенства. К примеру, Россия и Казахстан находятся на одном уровне «рейтинга цифрового неравенства», и межпоколенческий цифровой разрыв только увеличивается.

Особенно ярко это показал минувший 2020 год. Не все организации и учреждения смогли быстро и эффективно перестроиться под новые реалии. В цифровой гонке мы значительно отстаем. Развитие креативных технологий, промышленности и локальных проектов нам нужны, в том числе и для освоения мировых цифровых рынков. И здесь потенциал молодежи практически неисчерпаем».

Сетевые сообщества – благо, но есть риски

Далее слово перешло директору ОЮЛ в форме ассоциации «Гражданский Альянс Казахстана» Алибеку Тажибаеву. Эксперт представил опыт Казахстана в поддержке молодежной гражданской и предпринимательской активности:

«Сегодня цифровые интенции выходят на совершенно новый уровень. На примере Казахстана мы видим, что молодые люди в зависимости от их интересов сегодня уходят в различные сетевые сообщества. С одной стороны, мы можем использовать эти тренды, придвигая и поддерживая предпринимательские цифровые инициативы молодежи. С другой – это неконтролируемый процесс, которым могут воспользоваться недобросовестные лица, мошенники.

Очень важно понимать, что сейчас в контексте взаимодействия гражданского общества наших стран мы способны сами формировать качественные сетевые сообщества с целью популяризации «цифры» и наукоемких индустрий».

 

Интересным опытом организации межкультурных коммуникаций в креативной среде поделился директор Музыкального лейбла «Элвин Грей» Семен Прошко:

«… Недавно мы завершили реализацию Международнго музыкального конкурса «Яны мон» - проекта, объединившего в себе участников из России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Армении. Ориентируясь на повестку нашей дискуссии, хотелось обратить внимание аудитории на то, что молодые ребята горят желанием дружить – это интересно.

И проявляется это в различных плоскостях. К примеру, с большим удовольствием конкурсанты из стран Центральной Азии и Армении исполняли песни на башкирском языке и вообще изучали культуру башкирского народа с особым интересом. Находили много общего в традициях и морально-этических ориентирах, воспитываемых сызмальства.

В этой связи тренд развития рынка креативных индустрий, а шоу-бизнес априори является его частью, архиважным представляется учитывать и межнациональных фактор. Мы убедились, что гармонизированный, эффективный диалог культур и народов способен усилить любые межгосударственные инициативы».

 

Аналитики Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Артур Сулейманов и Алексей Чекрыжов поделились с участниками дискуссии виденьем Центра касаемо продвижения креативных индустрий на пространстве СНГ:

«… Форумные кампании являются наиболее распространенным и популярным форматом взаимодействия молодежи из разных государств, но не единственным. Креативные индустрии – это «ключ» к современной молодежи. Они им понятны, привлекательны и вызывают однозначное одобрение. К тому же они выигрышней форумов в том, что помогают молодым людям самим определяться в своих предпочтениях, продвигать и зарабатывать на креативной идее, которая им близка, а не установлена правилами оргкомитета.

Если мы углубимся в этот вопрос, то увидим и другие слабые места форумов: перенасыщение, слабая мотивация участников и отсутствие дальнейших коммуникаций. Креативные индустрии – это уже другая история, где интегрирующей идеей выступает интеллектуальный компонент, а не массовая сборка молодежных активистов и лидеров» - считает А. Сулейманов.

 

В свою очередь А. Чекрыжов раскрыл тонкости развития креативных индустрий в контексте производства и обучения современной молодежи:

«… В современной глобальной экономике ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы, а материальные отходят на второй план. Наконец, в силу своей специфики, креативные индустрии привлекательны для молодежи: сегодня занятость в креативной индустрии уже конкурирует с показателями занятости в реальном секторе.

Учитывая, что импульс к развитию креативных индустрий дают технологии, например, цифровизация, отвечающая за оперативный доступ к средствам креативного производства, аддитивные технологии, искусственный интеллект, то профессии будущего в этой области будут связаны с цифровизацией, смарт-аналитикой, Data Science, машинным обучением».

 

В завершении выступлений команда Центра «Берлек-Единство» озвучила ряд приоритетный направлений развития деятельности в краткосрочной перспективе:

В этом году планируется открытие Проектного офиса креативных индустрий «Россия – Центральная Азия». Были проведены переговоры с партнерами и коллегами из России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Многие выразили готовность принять участие в инициативе.

В результате такой коллаборации должен сформироваться реестр молодежных проектов и стартапов из области креативных индустрий, который все мы будем продвигать на самых различных площадках. В перспективе ключевым интересантом продукции должен стать Евразийский Союз, ведь это не только рынок энергоресурсов, рабочей силы, товаров и услуг, но теперь и рынок креативных индустрий.

В рамках Проектного офиса креативных индустрий «Россия – Центральная Азия» планируется провести ряд мероприятий. Это будут практико-ориентированные молодежные семинары, коворкинги, направленные на концептуализацию, технологизацию и монетизацию креативных идей молодежи России и государств Центральной Азии.

Креативные индустрии в странах СНГ еще не выделены в отдельную отрасль экономики и управления. Да и сам термин «креативная индустрия» официально не закреплен в официальных стратегических документах, но это не умаляет его значения в жизни наших стран. Поэтому необходимость повсеместного включения фактора креативных индустрий в повестку межгосударственного взаимодействия не вызывает сомнений.