Можно по-разному оценивать прошлое, но это не делает историю менее значимой, было отмечено в ходе совместной дискуссии казахстанских и российских экспертов, обсудивших роль музеев в сохранении исторической памяти народов Евразии.
Музеи не только сохраняют артефакты и популяризируют историю, но и, как отметил заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при президенте РФ Дмитрий Березняков, «являются современными адаптерами политики памяти государств». В соответствии с этой политикой трактуются события прошлого, а иногда и предаются забвению. Почему важно помнить и донести до потомков, говорили участники совместного заседания экспертного клуба «Мир Евразии» (Алматы), организованного совместно с коллегами из «Сибирь–Евразия» (Новосибирск).
Музей оказывает влияние на человека, на формирование его мировоззренческой позиции, отметил одну из важнейших функций политолог Эдуард Полетаев. Школьников не ради досуга водят по музеям – это помогает формировать патриотизм. «В условиях глобализации актуализируются задачи сохранения национальных культур, их неповторимости и уникальности. Казахстану и России в этой связи предстоит активизировать свои музейные традиции», – добавил политолог.
Политические элиты евразийского пространства в последние годы стали уделять политике памяти особое внимание. Это выражается и в финансовой поддержке музеев, и в строительстве новых. Эдуард Полетаев напомнил, что накануне дискуссии вышла статья Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи», в которой президент подчеркнул, что «история Казахстана должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам». Есть запрос и со стороны общества – в музеи, пустовавшие долгие годы после развала Союза, сегодня вновь выстраиваются очереди.
Однако политика памяти решает задачи каждого отдельного государства, и, как отмечали участники дискуссии, на постсоветском пространстве недавнее прошлое воспринимается неоднозначно, зачастую негативно, а иногда исторические факты намеренно искажаются. Эксперты к такому подходу относятся как к временному явлению, поскольку истории евразийских народов тесно связаны на протяжении многих веков. Без этих связей, как рассказал директор Новосибирского государственного краеведческого музея, член президиума Союза музеев России Андрей Шаповалов, просто невозможно выстроить экспозицию по принципу «от Адама до Потсдама», когда всеобщая история на местных материалах выстраивается от эпохи палеолита до современности.
«Никак не выходило таким образом построить историю Новосибирской области. Она появилась как отдельный субъект только в 1937 году. А что до этого? Русские пришли в эти края в начале XVIII века. Раньше территория была частью Великой Джунгарии, еще десятка других государств. Мы сделали простой ход: не стали строить общую экспозицию, мы ее разделили. И совершенно логично, что этнографических кочевников XIX– начала XX века показываем именно как казахов. На сегодня четвертый по количеству населения этнос Новосибирской области – это казахи. Мы жили в рамках единой страны. У нас общая история трагических 1920-30-х годов, общая история ВОВ, освоения Целины, история развала большой страны и того, что случилось после. Я не исключаю, что у нас разный взгляд на это, и мы можем по-разному оценивать прошлое, но это не делает историю менее значимой», – сказал Шаповалов.
О тесных исторических связях Казахстана и России говорил и Станислав Перехожев, директор Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова. «С одной стороны, это, к сожалению, в основном трагические события, которые происходили в первой половине XX века. Те же переселенцы, которые были сосланы сначала в Казахстан, затем в Сибирь. Мы сотрудничаем с музейно-мемориальным комплексом жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР», где находился печально известный Акмолинский лагерь жен изменников родины. Вторая часть, на которую мы должны сейчас больше обращать внимание, – это молодежь, поскольку Томск – студенческий город. Самое большое количество зарубежных студентов, которые учатся в Томске, это казахстанцы, их примерно 80 процентов. Наша задача, чтобы студенты, которые вернутся в Казахстан, были своего рода послами доброй воли от Томской области», – рассказал Перехожев.
История ХХ века сегодня иногда задвигается в дальний ящик, как в советское время поступали с историей ХIХ века, отметила директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. Аль-Фараби Лайла Ахметова. Но к этому периоду, как рассказали российские эксперты, уже проявляет интерес молодежь. Этот интерес полезен странам евразийского пространства, в том числе с точки зрения воспитания нового поколения, полагают участники дискуссии. В первую очередь, общая Победа над фашизмом – это та веха в истории, которая говорит о силе единства, о героизме, заложенном в генах, о том, что народы евразийского пространства неотделимы друг от друга в историко-культурном смысле. Лайла Ахметова привела в пример связи Казахстана и Беларуси, которые не граничат друг с другом:
«Уже 8 лет подряд я езжу в Мемориальный комплекс «Брестская крепость-Герой». Работаю в архивах и запасниках. Там есть несколько видов музеев. Первый музей – советского времени – находится в казармах 33-го инженерного полка, в котором было около 150 казахов, из них около 100 человек из Жамбылской области. Второй музей, ИТ-технологий, расположен в казарме 84-го полка, где я нашла пока только 13 казахстанцев. При этом центральной фигурой там стал участник защиты Брестской крепости, профессор из КазНУ Владимир Фурсов, размещена его знаменитая фотография – «Проклятие войны», показывается фильм, в начале которого говорится о Фурсове. Третий музей под открытым небом, городские власти Бреста передали под него часть Кобринского укрепления, где базировался 125 стрелковый полк, который называется казахским, а я бы даже сказала, это алматинский полк. Именно там был снят фильм «Брестская крепость», и 22 июня проводится реконструкция исторических сражений».
Участники заседания отметили, что музеи евразийского пространства могли бы помогать друг другу с экспозициями, обмениваться опытом, выставками. Их объединяет, в том числе, общая задача – осовременить музеи, сделать их более интересными для поколения любителей гаджетов. Что же касается того, как рассказывать о событиях общего прошлого, сами музейные работники высказались кратко – надо рассказывать правду, какой бы она ни была.
Сергей МИХАЙЛИЧЕНКО