Казахстанские и российские эксперты, которые приняли участие в круглом столе, состоявшемся в Алматы 10 февраля 2017 г. посвященном реформированию политической системы республики, считают, что этот процесс еще далек от завершения.
Так, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев отметил желание авторов реформы смягчить сложившуюся «суперпрезидентскую» систему власти в Казахстане.
«Предложенный для обсуждения документ новой Конституционной реформы предлагает полумеры, не предусматривая системных изменений. Так, президент утрачивает лишь второстепенные, так называемые «спящие» права, которыми он и так не пользовался, такие как издание указов, имеющих силу закона. Парламент, в свою очередь, получит лишь незначительное усиление, например, обязательство премьер-министра консультироваться с ним по поводу назначения министров»,- поделился мнением политолог.
По словам политолога, разработка таких документов требует глубокой проработки и изучения опыта других государств. Кроме того, реформирование должно затронуть не только высшие органы государственной власти, но всю политическую систему, включая гражданское общество.
«Мало перераспределить полномочия между ветвями власти. Нужно иметь инструменты управления на низовом уровне, например, реально действующие НПО, также должна быть усилена роль маслихатов (представительные органы. – ред.), которые сегодня являются придатком акиматов (местные исполнительные органы власти. – ред.)», - подытожил свое выступление Андрей Чеботарев.
О причинах проведения реформы высказался Шарипжан Надыров, доктор наук, профессор кафедры географии КазНУ. Поставленная президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым задача вхождения республики в 30-ку наиболее развитых стран мира, означает шестипроцентный рост экономики ежегодно и не может быть решена без реформирования политической системы.
«Решение задачи выстраивания политической структуры, которая обеспечит рост экономики лежит в области политической науки, хотя ключевым фактором остается готовность элит страны к отказу от быстрых прибылей за счет добычи полезных ископаемых и переходу на новый качественный уровень нашей экономики», - заключил ученый.
Со своими коллегами полностью согласился известный алматинский политолог Антон Морозов, который обратил внимание участников круглого стола на тот факт, что из более чем двадцати статей Конституции, которые подвергнутся изменению, наибольший общественный интерес вызвала 26 статья, посвященная частной собственности.
«Причина интереса понятна, поскольку в статье закрепляются экономические интересы элит и создаются гарантии при возможном транзите власти. Можно предположить, что ради этого реформа и проводится», - отметил эксперт.
Кандидат политических наук Кайырлы Оспанов подчеркнул эволюционный характер реформ: «За 25 лет независимости наша республика прошла несколько этапов демократизации общественно-политической системы. Если после развала Советского Союза, в 1991 году мы учились выбирать президента, в 1995 году – парламент, то сегодня встает вопрос о выборности акимов районов. Политическая система Казахстана развивается эволюционным путем, и, если нам удастся продолжить задуманное, то скоро мы станем выбирать и правительство», - полагает ученый.
Все участники круглого стола сошлись во мнении о том, что Конституционная реформа в Казахстане требует более детальной проработки. Кроме того, определяющим фактором успеха намеченных реформ является политическое воспитание самого населения, изменение политического климата в стране и создание механизмов ответственности органов власти.
Круглый стол «Политическая реформа в Казахстане: изменение баланса между ветвями власти» был организован Некоммерческим партнерством «Урал-Евразия» при поддержке кафедры географии, землеустройства и кадастра Казахского Национального Университета им. Аль-Фараби.
НКП «Урал-Евразия» выражает особую благодарность за помощь в организации международного круглого стола доктору географических наук, заведующей кафедрой географии, землеустройства и кадастра КазНУ Нюсуповой Гульнаре Нурмухамедовне.