1 сентября Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием к казахстанскому народу. Самой неожиданной его частью стало предложение ограничить срок президентских полномочий и инициатива досрочных выборов главы государства. О том, как идея «Справедливого Казахстана» вписана в общий контекст токаевской политики – в материале Ia-centr.ru.
Касым-Жомарт Токаев получил репутацию реформатора-меритократа, заботящегося об эффективности политического управления. В 2022 году в основу политической программы президента легла риторика обновления: так появились концепции «Второй республики» и «Нового Казахстана» («Жана Казахстан»), всесторонней реформы общества и государства. Лидер Казахстана неоднократно заявлял о необходимости создания в стране «новой политической культуры».
Последнее Послание вызвало ажиотаж, однако оно лишь углубляет прежнюю реформаторскую платформу. Ряд наблюдателей обратили внимание на изменение риторической «вывески»: теперь вместо «Нового Казахстана» – сама формула не нова, ещё в 2000-е к ней прибегал Нурсултан Назарбаев – президент говорит о «Справедливом Казахстане». Заявленные преобразования выглядят масштабно, но что можно сказать об их реализации?
Реформа верховной власти
Предложение Токаева сократить президентские полномочия, разрешив избираться на семь лет и только на один срок, предсказуемо вызвали наибольший интерес у наблюдателей. Глава государства анонсировал досрочные выборы президента (осень 2022 года), а также Мажилиса и маслихатов (весна 2023 года) – по обычному графику они должны были состояться в 2024 и 2025 годах соответственно.
Лейтмотив политических преобразований Токаева – ликвидация суперпрезидентской республики, о которой было объявлено в предыдущем Послании (март 2022 года). В этой системе парламент должен был стать полноценным «центром силы». Поправки в Конституцию, принятые на референдуме 5 июня, юридически закрепили ряд обещанных ограничений. Так, глава государства теперь не имеет права состоять в политических партиях, а его близкие родственники – занимать госдолжности.
Аналитики отмечают, что курс на слом суперпрезидентской республики парадоксальным образом требует от президента жёсткой модели управления. Как полагает политолог Никита Шаталов: «Новый срок, на который Токаев, я уверен, переизберется, будет временем чисток и перераспределения».
В то же время заявленные с марта реформы пока не достигли цели.
«Перераспределения полномочий между президентом, парламентом и другими ветвями власти, в принципе, не было… С одной стороны, у президента Токаева нет жесткой вертикали власти, которую раньше обеспечивала пропрезидентская партия. А с другой – новая система, которую пытаются выстроить в Казахстане сейчас, по сути, работает в том же ключе» – считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
Обновления партийно-политической жизни, призванного лечь в основу институционального усиления парламента, также не произошло. Как отметил Данияр Ашимбаев, процедура регистрации политических партий была упрощена. Однако, несмотря на это, большинство новых проектов так и не встроились в актуальную политику на виду по-прежнему остаются лишь «Аманат», «Ак Жол» и «Ауыл» (Кроме того, третьей по количеству мест в Мажилисе остаётся Народная партия Казахстана - ред.). Аналитик предполагает, что на грядущих выборах «Аманат» сохранит парламентское большинство. В то же время Газиз Абишев полагает, что к выборам весны 2023 года партийная активность может увеличиться.
В Послании Токаев заявил, что представит парламенту инициативу о сокращении президентского срока до 7 лет после досрочных выборов – иными словами, он абсолютно уверен в собственном переизбрании.
Эксперты высказывают разные мнения о причинах электоральной встряски, анонсированной президентом. Андрей Чеботарев отмечает, что переизбрание Токаева в качестве самостоятельного кандидата (а не преемника Назарбаева) упрочит его позиции в стране. Схожего мнения придерживается Талгат Калиев. По мнению эксперта, на нынешних выборах кандидатура Токаева безальтернативна – однако политолог не исключает, что Нурсултан Назарбаев также может принять участие в предвыборной гонке.
Никита Шаталов считает, что досрочные выборы помогут Токаеву дистанцироваться от контекста президентской гонки 2024 года в России и США. В то же время он отмечает, что электоральная инициатива главы Казахстана сформулирована недостаточно ясно: «Из Послания не очень понятны параметры этой кампании. Будет ли Токаев избран на 5 лет или на 7, когда выйдет указ о досрочных выборах и на какое число в итоге выпадет день голосования»
Газиз Абишев указывает на опасность того, что заявленное в Послании ограничение сроков утратит силу в будущем: «Согласно предложениям президента Токаева, третий президент… будет избран лишь на один семилетний срок. Тут надо понимать, что третий президент, конечно же, будет сильно хотеть переизбраться на второй срок. И будет стремиться провести очередную конституционную реформу "давайте не один по семь, а два по пять, ну или три по четыре"».
Кадровая политика
Запланированная встряска Мажилиса и маслихатов имеет прозаичную цель – ротацию депутатов, необходимую для парламентской реформы. По сути, президент заявил о намерении протестировать на парламенте тактику смены кадров, которой он до сих пор придерживался в работе с исполнительной властью.
«Избранные по старым лекалам представительные органы власти должны закономерно обновиться, пройдя через внеочередной электоральный цикл», – заявил Токаев.
Андрей Чеботарев полагает, что тактика ротаций стала реакцией президента на сопротивление реформам: «Далеко не все чиновники, депутаты парламента и маслихатов, судьи и силовики вдохновились призывом главы государства строить Новый Казахстан… Достаточно узок круг людей, на кого Токаев может опереться. Не случайно, что термин “саботаж” довольно часто присутствует в его выступлениях».
Кадровые ротации стали основным управленческим инструментом в руках президента. Заявленная в Послании оптимизация госструктур (начиная с трансформации Канцелярии премьер-министра в компактный Аппарат правительства) неизбежно будет связана с волной увольнений.
Неслучайно в Послании Токаев подверг критике «системные провалы работы Правительства», которые пообещал исправлять «кадровыми решениями». Кроме того, были анонсированы изменения в системе назначений Верховного суда (с внедрением элементов выборности по представлению президента) и Министерстве юстиции.
Характерно, что в Послании несколько раз подчёркивается необходимость обновления кадрового потенциала в государственных структурах. Президент требует «перестроить систему отбора и увольнения госслужащих. Важно, чтобы государственная служба стала максимально открытой для профессионалов из частного сектора».
Реформы как предвыборная программа
Значительная часть Послания, как и ожидалось, была посвящена социально-экономическим вопросам. По мнению аналитиков, радикально новых предложений в экономике не прозвучало.
«Глава государства не стал предлагать новую экономическую стратегию, а высказал ряд сильных инициатив по модернизации существующей», – отметил Данияр Ашимбаев. Так, Послание подтвердило курс на демонополизацию в экономике: Токаев пообещал, что тарифы монополий будут жёстко регулироваться государством, в то время как в иных случаях государство отойдёт от прямого вмешательства в ценообразование.
В целом аналитическое сообщество положительно оценивает социальные и экономические нововведения, анонсированные в Послании. При этом эксперты делают осторожные оговорки, подчёркивая нестабильность политической, международной и экономической конъюнктуры.
«В нынешней геополитической ситуации проводить структурные экономические реформы довольно сложно. Слишком непредсказуемые внешние условия, а значит, высоки риски», – замечает Никита Шаталов.
Ряд наблюдателей отмечают, что в условиях досрочных выборов Послание будет интерпретироваться казахстанским обществом как предвыборная программа. Токаев «завысил себе планку и, в отличие от других потенциальных кандидатов в президенты, не может раскидываться пустыми обещаниями», – отметил Telegram-канал Yedilov online.
Токаевское правительство оказалось в ситуации цейтнота: положительные сдвиги необходимо показать ещё до выборов президента. По мнению автора канала Yedilov online, ключевую роль здесь должны сыграть новый зампремьера Серик Жумангарин и будущий вице-премьер по социальной политике, должность которого остаётся вакантной.
Евгений Беличков
Источник: https://ia-centr.ru/experts/evgeniy-belichkov/politicheskiy-smysl-poslaniya-tokaeva/