7 июня ЦИК Республики Казахстан (РК) обнародовал итоги прошедшего 5 июня референдума по внесению изменений в Конституцию страны. Поправки поддержали 77,18% граждан, принявших участие в голосовании. Как это отразится на будущем политической системы РК, что означает для самих казахстанцев, и как укладывается в контекст современной истории государства – в материале Александры Перминовой.
Январские события в Казахстане называют кризисом, который запустил важные политические процессы – смена элит, усиление контроля за деятельностью чиновников, подготовка к выстраиванию сильной парламентской модели. Исключение из Конституции статуса первого президента и запрет близким родственникам лидера страны занимать должности на госслужбе стали, наверное, самыми обсуждаемыми изменениями в Основном законе РК.
Референдум по поправкам в Конституцию, инициированный президентом Токаевым, показал, что казахстанцы поддерживают власть в этом курсе на перемены. Пускай даже происходящие, казалось бы, по ускоренному сценарию.
По мнению ряда экспертов, именно стремительность реализации реформ может стать угрозой для стабильности в государстве. Однако это изначально неверная оценка. Исторически развитие идет либо революционным, либо эволюционным путем. Власть Казахстана, как и народ, выразивший поддержку лидеру страны в январе и в рамках референдума по поправкам, показали, что голосуют «за» эволюционный путь.
В казахстанском обществе сейчас высок запрос на политическую и экономическую стабильность. Такую эволюционность развития можно обеспечить путем внедрения поправок в жизнь, причем как де-юре, так и де-факто. Что это значит?
С одной стороны, поправки должны воплотиться в новых законах, а с другой – зафиксированные изменения в Конституцию должны нести еще понятную для населения практическую ценность. Например, поправка по закреплению принадлежности земли, недр, воды казахстанскому народу, а не государству. Земельный вопрос не раз становился поводом для недовольства населения РК, выливаясь в митинги и уличные столкновения. Негативную реакцию вызывает и деятельность транснациональных компаний, добывающих нефть в Казахстане.
Есть еще один важный контекст – символический, когда на уровне смыслов перекрываются дальнейшие возможные спекуляции о «двух президентах» в стране. Так, в интервью, которое Нурсултан Назарбаев дал в конце мая известному казахстанскому политологу Данияру Ашимбаеву, первый президент в очередной раз четко проговаривает свою позицию по поддержке действующему лидеру страны и его реформам, высказывается в пользу текущих преобразований и осуждает зачинщиков январских событий. А в день референдума Нурсултан Назарбаев лично участвовал во всенародном голосовании.
С другой стороны, важно понимать и последовательный характер истории, в том числе политической. Речь не может идти о том, чтобы выстраивать «Новый Казахстан», отказываясь от предыдущих 30 лет содержательного и фактического наполнения государственности при первом президенте. Вычеркивание какого-либо периода в современной истории Казахстана, властных группировок или представителей высших эшелонов власти не принесет пользы.
Потому важным моментом для демонстрации реальных изменений в стране может стать информационная кампания и открытость судебных процессов, расследования нарушений т.н. «старой элиты». Показательный кейс – передача части активов «Казахтелекома» государству. Проверки по работе госкомпаний и чиновников ведут Генпрокуратура Казахстана и Антикоррупционная служба.
Так, недавно было объявлено, что промышленные гиганты «Казахмыс», «Казцинк», «Казхром», «Казфосфат», «Озенмунайгаз» (в штат которого просились протестующие на западе Казахстана в ходе январского кризиса – ред.) нарушают права своих работников. Антикор, в свою очередь, на днях начал досудебное расследование в отношении экс-начальника областного департамента полиции генерал-майора Нурлана Масимова – брата экс-главы КНБ Казахстана Карима Масимова. Кроме того, в день проведения референдума Касым-Жомарт Токаев объявил о создании межведомственной комиссии во главе с генеральным прокурором «с целью проведения комплексной работы по возврату незаконно вывезенных гражданами Казахстана за рубеж финансовых средств», что является продолжением линии по «собиранию» активов внутри государства.
«Работа над ошибками», которая проводится в том числе путем расследования деятельности тех или компаний, государственных служащих, не может быть похожа на «охоту на ведьм» и должна быть понятна для населения.
Открытость политического процесса, начало которой положил казахстанский референдум, может стать фундаментом для обновления всей политической системы Казахстана. Однако не менее важно, чтобы поддержка народом курса на обновление стала импульсом к последовательным изменениям в стране, а заданная динамика и эволюционный характер реформ сохранились.