Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Разоблачение фейков, или как различить правду и ложь. Российские и узбекские журналисты обменялись мнениями

В Ташкенте прошел тренинг для журналистов, главной темой которого стали фейковые новости и их разоблачение. Организаторами диалога выступили политологический центр "Север-Юг", представительство Россотрудничества в Узбекистане и информационный портал PLOV.Press.

Поделиться своим опытом в Ташкент приехали заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий и телеведущая, журналист телеканала "Москва 24" Мария Рыбакова.

Известная российская телеведущая подробно остановилась на эволюции фейков. По мнению Марии, такие информационные вбросы прошли путь от теории о плоской Земле до оружия в глобальных конфликтах. С появлением социальных сетей скорость их распространения стала мгновенной и масштабной. Поэтому сегодня не только профессиональным журналистам важны навыки верификации, но и простым людям, которые становятся невольным оружием в этой инфовойне.    

Эксперт также поделилась чек-листом, как распознать фейк:

  1. Анонимный источник, либо он отсутствует
  2. Мало конкретики, много эмоций
  3. Новость провоцирует конфликт
  4. Копирование одного того же текста в сетях
  5. Смотрим первоисточник и источники другой стороны.

В свою очередь Алексей Вишневецкий рассказал о перспективах и стратегии развития журналистики в новых реалиях, двойных стандартах в медийной практике и этике журналиста.

Никто не обязан смотреть или читать только одно медиа, рынок сегодня предоставляет большой выбор. И если потребителю не нравится подача материала, он может найти что-то еще. Именно поэтому основная задача журналиста — привлечь внимание потребителя своим медиа продуктом.

К сожалению, большая аудитория сегодня "покупается" на яркую картинку и броские заявление в тексте. К примеру, молодежная аудитория не хочет копаться в деталях, а ведь только так можно отличить, где правда, а где ложь. С другой стороны, для любого молодого поколения свойственно взросление.  Те молодые люди, которые сегодня имеют свое негативное мнение к традиционным медиа, изменят позицию - это лишь вопрос времени, потому что для каждого человека настает этап, когда он идет читать более солидные издания, анализировать, копаться в деталях.

Эксперты также говорили, что в наше время просто необходимо вырабатывать "информационную гигиену", то есть относится к медийным каналам избирательно. По мнению Алексея Вишневецкого не существует "независимых СМИ", есть государственные и негосударственные, с определенной аудиторией, целями и задачами.

По итогам встречи участники выразили общее мнение, что подобные профессиональные диалоги нужны и актуальны как никогда. Для журналистов — это очередной способ повысить квалификацию и изучить новые методы с борьбы фейками.

Также необходимо помнить, что любой журналистский материал уже через пару десятков лет может стать историческим источником. Поэтому очень важно использовать проверенные факты и донести до будущего поколения правду.

Иллюстрация: jrnlst.ru