В условиях сегодняшней интенсивности мировых экономических и политических процессов, каждый последующий год, условно, приравнивается к пяти
С января 2021 года председательство в уставных органах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) перешло от Беларуси к Казахстану. Союз начал свою работу в 2015 году в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. За шестилетний период своего существования Союз прошел институциональное становление и сформировался как международная организация региональной экономической интеграции. Об этом говорили казахстанские и зарубежные эксперты в рамках состоявшегося заседания экспертного клуба на тему «Председательство Казахстана в ЕАЭС: ожидания, намерения и прогнозы». Его совместно организовали казахстанский общественный фонд «Мир Евразии» и Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (Российская Федерация).
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к главам стран ЕАЭС отметил, что «в таких условиях мы, как Союз, должны ориентироваться на долгосрочные приоритеты: сохранение устойчивости экономических и социальных систем, повышение благосостояния граждан и обеспечение прогресса ЕАЭС и его государств-членов». По его мнению, эффективная и полноценная реализация Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года будет способствовать достижению данных целей.
Данный документ был утвержден главами государств в декабре 2020 года, содержит 11 ключевых направлений и около 330 мер и механизмов, в том числе в сферах, ранее не предусмотренных интеграционной повесткой: образовании и науке, туризме, спорте и здравоохранении. Отмечается, что документ фактически является «дорожной картой» дальнейшего развития интеграции. Его выполнение предусматривает разработку и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативных правовых актов ЕАЭС, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о Союзе, а также изменений в национальные законодательства государств ЕАЭС.
«Хочется надеяться, что документ не будет декларативным, а действительно станет выступать в качестве опоры интеграционных процессов, - отмечает руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов ЦГИ «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов. - Чтобы были реально достигнуты цели, которые в нем заявлены. Они максимально позитивны, в том числе особенное значение уделяется научно-техническому взаимодействию субъектов наших государств. Хотя всегда могут вмешаться непредсказуемые внешние факторы».
В декабре 2018 года странами участницами была подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. И вот, спустя два года, в целях реализации данной Декларации Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) решил утвердить Стратегические направления развития евразийской экономической интграции до 2025 года. Как было указано выше, таких направлений в документе одинадцать:
1. Полное устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабоче силы на внутреннем рынке Союза.
2. Повышение эффективности функционирования рынков товаров.
3. Совершенствование таможенного регулирвания в рамках Союза.
4. Обеспечение гарантий качества, безопасности обращаемых товаров и надлежащей защиты прав потребителей.
5. Формирование цифрового пространства Союза, цифровых инфраструктур и экосистем.
6. Выработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию.
7. Выстраивание эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, создание и развитие высокопроизводительных, в том числе экспорто орентированных секторов экономики.
8. Объединение усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ.
9. Обеспечение максимально действенной институциональной системы Союза, гарантирующих выполнение принятых договоренностей.
10. Расширение экономического сотрудничества в области образования, здравоохранения, туризма и спорта.
11. Формирование Союза как одного из наиболее значимых центров развития современного мира.
Государства-члены ЕАЭС, подписывая документ, исходили из того, что осуществление предусмотренных настоящими стратегическими направлениями мер и механизмов позволит в полной мере реализовать положения Декларации 2018 года. В первом квартале текущего года Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) планирует представить для утверждения план мероприятий по реализации Стратегии-2025. Ее планировалось принять в мае прошлого года, но тогда в ходе предыдущего заседания ВЕЭС президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказал ряд замечаний к проекту документа, призвав его доработать.
В итоге, по словам министра торговли и интеграции Казахстана Бахыта Султанова, «удалось добиться исключения из стратегии норм, которые противоречат интересам республики, и обеспечить включение инициатив, которые позволят продвинуть экономические интересы Казахстана в рамках Союза». Он также подчеркнул, что по всем чувствительным вопросам сторонами достигнут консенсус: «это еще раз показывает стремление стран к учету позиций другу друга и нахождению компромиссов».
Как заявила вице-министр торговли и интеграции Жанель Кушукова, «на этапе подготовки Стратегии нам удалось добиться исключения 246 мероприятий, противоречащих национальным интересам. При этом обеспечено включение 106 мероприятий нужного нам содержания». Также она заявила, что принятие Стратегии является «наиболее значимым событием прошедшего года в ЕАЭС, итогом двухлетней совместной работы стран Союза и ЕЭК».
«Мы знакомы с этим документом и понимаем его важность, - указал в своем выступлении на заседании экспертного клуба руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии ЦГИ «Берлек-Единство» Артур Сулейманов. - Последующие 4 года будут точечно использоваться для развития всех обозначенных направлений. В условиях сегодняшней интенсивности мировых экономических и политических процессов, каждый последующий год, условно, приравнивается к пяти. Мы видим, что направления Стратегии, которые обозначены в документе, многоаспектны. Страны многого добились не только в вопросах валютного урегулирования, но и совершили большие достижения на внешнеэкономическом треке, который связан с сопряжением интеграции с другими государствами и союзами в вопросах создания зон свободной торговли».
В свою очередь, директор казахстанского Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов подчеркнул важность принятия решений в ЕАЭС на основе консенсуса. «В региональные экономические объединения входят страны с разным уровнем экономического развития, - напомнил он. - Но, какими бы они ни были, при решении тех или иных вопросов они должны иметь равные голоса. Тот же принцип мы наблюдаем в ЕАЭС. Кроме того, если, согласно Стратегии, объединение начало действовать в новых для него сферах: образовании, туризме, спорте и здравоохранении, то принцип паритетности также должен соблюдаться».
По мнению казахстанского экономического обозревателя Сергея Домнина, Стратегия развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, как документ, вышла интересной и насыщенной. Но в ней оказалось много разнородных мер. «Одни из них очень хорошо взаимосвязаны и логичны, вытекают из краткосрочных и среднесрочных целей развития ЕАЭС, - заметил эксперт. - А часть – это заявления вроде «начать переговоры», «проработать» те или иные меры и т.д. Но стоит поддержать - в ЕАЭС есть общая позиция, которая сводится к тому, что нужно максимально цифровизировать процессы, все, которые касаются государственного сектора. Например, выдачу всевозможных разрешений, поскольку это значительным образом снижает издержки, как для крупного бизнеса, так и для индивидуальных предпринимателей».
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Леся Каратаева также отмечает важность процессов цифровизации: «от того, насколько эффективно будет выстраиваться взаимодействие стран «в цифре», будет зависеть скорость продвижения по всем 11 направлениям, обозначенным в Стратегии». Кроме того, по мнению эксперта, проблематика качественного ускорения процесса внедрения цифровых технологий коррелирует с процессами выхода из пандемического кризиса. «Так, с одной стороны, приоритетными задачами для стран-участниц ЕАЭС в настоящий момент являются скорейшее преодоление последствий COVID-19 и восстановление темпов роста национальных ВВП, с другой стороны, именно пандемия показала, насколько важную роль цифровые технологии будут играть в условиях «новой реальности», - подчеркнула она.
Проведение следующего заседания ВЕЭС запланировано в мае 2021 года в Казахстане, где, по словам главы ЕЭК Михаила Мясниковича, надо будет, среди прочих задач, «отчитаться о планах по реализации Стратегии до 2025 года». Также в рамках заседания предполагается провести Евразийский форум.
Аманжол Смагулов