Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
«Третий сектор» – первостепенные задачи

Политологический центр «Север-Юг» совместно с Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) при поддержке российского Общества «Знание» провели исследование на тему: «Механизмы совершенствования социальных коммуникаций в рамках деятельности российских некоммерческих организаций в приграничных регионах государств Евразийского экономического союза».

 

Первая презентация доклада состоялась недавно в НИУ ВШЭ в рамках тематического круглого стола. Его участники – представители социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) приграничных регионов России – обсудили задачи, стоящие перед СО НКО, рассмотрели меры государственной поддержки региональных некоммерческих организаций, основные направления сотрудничества с партнерами в станах Евразийского экономического союза и ряд других актуальных вопросов.

Объектом исследования выступили СО НКО Челябинска, Екатеринбурга, Оренбурга, Уфы, Новосибирска, Саратова, Самары, Астрахани и Москвы. В основу исследования легли данные опросов сотрудников региональных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в регионах более 1 года по направлениям развития информационных, экспертных, научных коммуникаций с партнерами из стран Центрально-Азиатского региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), а также из других государств СНГ.

Участники круглого стола отмечали, что роль и значение некоммерческих организаций становятся все более значимыми в общественной жизни российского общества. В настоящее время НКО оказывают серьезное воздействие не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику государства, занимают все более емкую нишу в широком спектре общественных отношений, привнося в них элементы самоуправления и гражданских инициатив.

В Российской Федерации становление и расширение сферы влияния «третьего  сектора» базируется на достаточно прогрессивной законодательной базе и сопровождается мерами поддержки со стороны государства. 

Первые шаги в сфере институционализации НКО в современной России были предприняты в середине 90-х годов. Основы деятельности некоммерческого сектора заложил Федеральный закон «О некоммерческих организациях», вступивший в силу 12 января 1996 года. В нем впервые было законодательно закреплено понятие «некоммерческая организация», цели НКО, а несколько позже введенными поправками было определено и понятие «социально ориентированных НКО», осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества.

Тот факт, что законодатели не только выделили социально ориентированные НКО в отдельный вид, но и закрепили в законе перечень мер их поддержки путем предоставления субсидий за счет средств федерального и местных бюджетов, свидетельствует о признании важной роли СО НКО в жизни общества.

Однако такое признание пришло не сразу. Опыт взаимодействия государства и НКО не всегда был безоблачным. Он характеризовался и периодом бурного роста (1996 - 2000 годы), и периодом застоя (2000-2009 годы), и новым всплеском внимания со стороны государства.

Начиная с 2010 года факт растущей социальной значимости НКО нашел отражение в ряде новых законов, принятых в целях создания благоприятных условий для развития благотворительной деятельности, добровольчества и некоммерческих организаций. С тех пор правовая база деятельности НКО существенно расширилась. В настоящее время она насчитывает около 20 федеральных законов, а также множество законодательных актов регионального значения.

По состоянию на 2015 год в Российской Федерации зарегистрировано более 220 тысяч некоммерческих организаций, 200 тысяч из которых позиционируют себя как социально ориентированные.

В 2014 году, обращаясь с Посланием к Федеральному Собранию, президент Владимир Путин подчеркнул: «Мы будем и дальше поддерживать социально ориентированные некоммерческие организации. В такие НКО, как правило, объединяются люди, остро чувствующие свой гражданский долг, понимающие, как много значат милосердие, внимание, забота, доброта. Надо использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив.

Мы должны исключить дискриминацию негосударственного сектора в социальной сфере, убрать для него все барьеры. Подчеркну, не только законодательные, которые в основном сняты, но и те, что еще сохраняются, имею в виду организационные, административные. Нужно обеспечить равный доступ негосударственного сектора к финансовым ресурсам».

В программном документе 2015 года глава российского государства уже по итогам состоявшегося гражданского форума «Сообщество», предложил ряд конкретных решений для укрепления статуса НКО и их роли в становлении гражданского общества.

В частности, был анонсирован запуск специальной программы президентских грантов для поддержки НКО, работающих в малых городах и селах.

Для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, предложено установить правовой статус «некоммерческая организация - исполнитель общественно-полезных услуг» с предоставлением им ряда льгот и преференций.

Кроме того, на высшем уровне была озвучена идея поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счет бюджетов.

Между тем, еще в апреле 2015 года свои предложения президенту РФ по созданию многоуровневой системы грантовой поддержки СО НКО внесла Общественная палата РФ.

В частности, в направлении совершенствования системы госгрантов было предложено:

          Разработать многоуровневую систему финансирования проектов СО НКО из средств госбюджета, разделив гранты на типы в зависимости от суммы запрашиваемых средств («малые», «средние» и «крупные» гранты), выделив отдельно гранты на инновационные проекты и проекты начинающих НКО, а также на поддержание текущей операционной и административной деятельности СО НКО с разработкой соответствующих формул распределения средств.

          Рассмотреть возможность резервирования денежных средств на финансирование крупных долгосрочных проектов, дифференцировать эти проекты по направлению деятельности, проводить их поэтапную финансовую оценку в процессе реализации.

          Рассмотреть возможность выделения в общем объеме грантовых средств ежегодных квот на финансирование приоритетных направлений конкурсной поддержки, определенных на основе мониторинга общественных потребностей.

          Унифицировать формы и процедуры подачи заявок и публичных отчетов СО НКО вне зависимости от обращения к тому или иному грантовому оператору, разработать единую балльную оценку заявок для всех операторов.

          Все уполномоченные органы и организации, выделяющие средства бюджетной поддержки, должны публиковать в открытом доступе информацию о получателях бюджетных средств и поддержанных проектах, указывается в предложениях ОП РФ.

Также была высказана целесообразность создания единого реестра НКО:

          Общественная палата РФ выступает за создание единого реестра НКО, отмечая, что сегодня отсутствует единый системный подход к сбору и отображению информации деятельности НКО, что не позволяет эффективно распределять средства государственной поддержки.

          На сегодняшний день законодательством предусмотрены 16 видов НКО, ведутся четыре специальных реестра НКО, характер отображаемой информации в которых разрозненный. При создании единого реестра необходимо учитывать уже существующие реестры, в том числе СО НКО, дополнив новый реестр такой информацией, как сведения о расходовании средств господдержки, о проектах и программах НКО, географическом охвате деятельности, статистическую и контактную информацию.

          Это должен быть постоянно актуализируемый информационный электронный ресурс, который позволит оперативно и качественно обрабатывать информацию о НКО, обеспечит прозрачность распределения грантовой поддержки и деятельности НКО, будет содействовать привлечению частных средств некоммерческую сферу и усовершенствованию механизма получения льгот и иной поддержки. На основе реестра впоследствии может быть создана карта потребностей в социальных услугах в регионах, предлагает ОП РФ.

Еще одно новаторское предложение Общественной палаты состояло в том, чтобы выделить в структуре НКО и СО НКО «НКО повышенной социальной пользы»:

          Необходимо выделить внутри закрепленного в законодательстве понятия «социально ориентированная НКО» новое понятие «НКО повышенной социальной пользы». Этой новой категории НКО предлагается присваивать соответствующий статус исходя из определенных критериев отбора тех НКО, которые осуществляют общественно значимую деятельность в большей степени. Это позволит определить направления по принятию дополнительных мер стимулирования СО НКО в различных сферах деятельности, в том числе путем предоставления налоговых и иных льгот.

          Присваивать специальный статус «НКО повышенной социальной пользы» необходимо в разрешительном порядке уполномоченным органам при обязательном участии общественных палат, тогда как присвоение общего статуса «СО НКО» оставить заявительным.

Пока озвученные предложения не обрели силу закона. Однако динамика  последних лет свидетельствует об устойчивой тенденции роста объемов субсидий некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества из федерального бюджета. Если в 2010 и 2011 годах на эти цели было выделено по 1 млрд. руб., в 2012 году  – более 1,5 млрд. руб., то в 2013 году эта сумма выросла до 2,32 млрд. руб.

При этом в 2011 году на участие в конкурсном отборе социально ориентированных НКО для предоставления субсидий из федерального бюджета было подано 496 заявок. Победителями конкурса стали 35 организаций. Общий объем предоставленных им субсидий составил 132 млн. руб.

В 2012 году получателями таких субсидий на общую сумму 162 млн. руб. стали 48 социально ориентированных НКО из 702 организаций, подавших заявки на участие в конкурсном отборе.

В 2013 году  выделено 266,5 млн. руб. 42 программы из 606 заявок.

Параллельно увеличивается и количество операторов грантовых программ.

Как видим, в действующей законодательной базе РФ прописан достаточно широкий спектр форм и методов государственной поддержки СО НКО, заложена основа для системного изменения отношений субъектов «третьего сектора» с органами государственной власти и местного самоуправления.

Однако, как показывает практика, эти меры недостаточны. Более того, они не всегда коррелируются со специфическими задачами, которые решают в процессе деятельности приграничные СО НКО, работающие на внешнем треке.

Помимо формирования устойчивых коммуникаций с местными органами власти и представителями бизнес-сообщества Российской Федерации, актуальной задачей для этой категории НКО является установление контактов и активное взаимодействие с партнерами из стран ЕАЭС и СНГ, подготовка совместных интеллектуальных продуктов, активная работа в молодежной и диаспоральной среде. Все это требует дополнительных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, профессионального кадрового обеспечения.

Усугубляется ситуация еще и тем, что многие направления деятельности исследованных НКО являются новыми, напрямую не подпадают под традиционный перечень направлений деятельности СО НКО.

Проведенный анализ высветил наиболее актуальные проблемы, которые сегодня стоят перед приграничными СО НКО.

В первую очередь к ним относится отсутствие постоянных и надежных источников финансирования, необходимость заниматься фандрайзингом (привлечением ресурсов).

В условиях экономического кризиса и перегрузки региональных бюджетов именно федеральный центр должен взять на себя основную нагрузку по финансированию деятельности СО НКО, уверен Сергей Козлов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Экспертный клуб «Сибирь-Евразия» (Новосибирск). При этом, по мнению эксперта, необходимо обозначать более четкие проектные условия и задачи, определяющие актуальные форматы мероприятий, реализуемых в сфере приграничного сотрудничества.

«Именно структуры федерального Центра должны взять на себя функционал, связанный с координацией деятельности региональных НКО по реализации государственной политики в этой сфере», - отмечает С. Козлов.

Его коллега из Саратова – директор Информационно-аналитического Центра «Евразия-Поволжье» Марина Лапенко, считает, однако, что уповать исключительно на поддержку государства НКО не стоит: «Первое условие – это наличие финансовой поддержки либо со стороны федеральной власти, либо со стороны – региональной. Второе – это выход на уровень самообеспечения, поиск форм финансирования через реализацию собственных услуг, а далее – перераспределение средств на социально-ориентированные проекты по примеру западного варианта «THINK TANK».

Второй наиболее актуальной проблемой участники исследования определили нехватку профессиональных кадров, низкую проектную культуру сотрудников НКО. Дефицит фиксируется как в сегменте специалистов по фандрайзингу, стратегическому планированию и социальному маркетингу, так и в сегменте специалистов, имеющих опыт организации мероприятий международного уровня, разбирающихся в геополитических трендах и процессах, происходящих в соседних государствах.

Всеволод Стеблецов, представитель Политологического центра «Север-Юг» (Москва), уверен, что низкий уровень подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере СО НКО, определяет аналогичный уровень качества проводимых ими мероприятий.

«СО НКО должны перестать быть «замкнутыми» системами, которые реализуют свои цели исключительно за счет господдержки. Они должны повышать качество и эффективность своей работы, выходить на рынок социальных услуг в качестве компетентных поставщиков», - уверен В.Стеблецов.

Среди иных актуальных проблем представители приграничных СО НКО выделили слабую поддержку на региональном уровне, отсутствие системного подхода и долгосрочных стратегий развития и поддержки «третьего сектора», низкий уровень доверия власти и интереса населения к деятельности СО НКО. На эффективности работы сказывается и настороженное отношение к российским некоммерческим организациям со стороны государств-соседей.  

Из приведенных выше констатаций формируется запрос на механизмы решения проблем и меры, способствующие установлению устойчивого взаимодействия приграничных СО НКО с органами власти, другими СО НКО в сопредельных регионах.

В этом контексте отмечается, что развитие партнерства с органами федеральной и региональной власти должно основываться на понимании того, что  приграничные СО НКО призваны решать общегосударственные задачи, а не проблемы отдельных регионов. С учетом этого федеральная власть должна выполнять функцию государственного заказчика, определяющего через свою поддержку (финансовую, техническую, информационную, организационную, образовательную) приоритеты деятельности СО НКО, в том числе и в сфере международного гуманитарного сотрудничества.

В связи с этим вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций Нодари Хананашвили задачей первостепенной важности определил формирование адекватного единого реестра СО НКО, несовершенство которого в его нынешнем воплощении отмечали многие участники исследования.

«Коллеги совершенно верно отметили предложения по развитию грантовой поддержки с тем, чтобы улучшалась и самостоятельность, и устойчивость НКО. И здесь очень важен постепенный переход от поддержки новой услуги к устойчивому оказанию такой услуги, если она оказалась эффективной, приносящей важные изменения для потребителей. Этот переход сегодня сформулирован не очень удачно в виде реестра НКО. Мы хорошо знаем, что создан реестр. Но я начинаю смотреть, как в нем описаны услуги, и понимаю: те, кто их описывал, понятия не имеют, какова структура услуги, из каких расходов она состоит. А это означает, что люди просто не пойдут в такой реестр», - констатировал эксперт.

Что касается темы приграничного сотрудничества, то здесь, по мнению Н. Хананашвили, объективный интерес государства состоит не в том, чтобы  диктовать организации, как нужно работать, а помогать налаживать партнерство.

«Партнерство  будет снижать риски подозрительности,  формировать атмосферу доверия. Добрососедство – та основа, на которой строится сотрудничество. Если мы хотим выстраивать отношения с соседями, мы должны к ним идти с идей налаживания межкультурных контактов. Мне кажется, было бы интересным подумать над рекомендацией формирования совместных программ поддержки приграничных НКО в регионах России и в соседних государствах».

Высказанные в ходе заседания круглого стола рекомендации дополнили исследование, проведенное Политологическим центром «Север – Юг». Они будут включены в окончательную редакцию доклада для последующего обсуждения в экспертном сообществе и в заинтересованных инстанциях.