Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Центральная Азия становится приоритетным внешнеполитическим вектором для России

Поворот России на Восток, о котором так долго говорили эксперты, становится необходимостью в условиях новой геополитической картины мира.

В частности, уже сейчас Российская Федерация должна переосмыслить взаимодействие со своими центрально-азиатскими партнерами, в частности, с крупнейшей экономикой региона – Узбекистаном.

Именно этой теме была посвящена дискуссия, организованная Экспертным клубом «Урал-Евразия» совместно с Ташкентским филиалом Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Почетным гостем мероприятия стал руководитель Представительства Россотрудничества в Узбекистане Михаил Вождаев.

Участники встречи обсудили этапы развития внешнеполитического курса России на Центрально-Азиатском направлении с 1991 года по настоящее время, экономическую составляющую участия России в развитии региона, а также вопросы безопасности, которые лежат в основе любых инвестиционных и гуманитарных проектов.

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ЭК «Урал-Евразия» Рустам Ганиев рассказал об этапах развития внешнеполитического курса России на Центрально-Азиатском направлении с 1991 года и отметил, что вплоть до 2011 года, за исключением короткого периода в 1990-е годы, Центральная Азия не представляла для России особого интереса.

- С конца 1990-х годов и фактически до настоящего времени в российской внешнеполитической стратегии главенствовала идея многополярности, что подразумевало выстраивание торгово-экономических отношений в первую очередь с США и странами Европы. Некоторый поворот в сторону наших восточных партнеров произошел после  начала реализации идеи Евразийского экономического союза, впервые предложенной президентом Казахстана Н. Назарбаевым и поддержанной президентами России и Белоруссии. Однако этот проект до сих пор скорее имеет больше потенциала, чем реализованных возможностей. И вот сегодня поворот в сторону Центральной Азии, а также Китая, Индии и других азиатских экономик встал с новой силой, - открыл круглый стол российский эксперт.

Руководитель Представительства Россотрудничества в Узбекистане М. Вождаев также подтвердил нацеленность России на развитие и укрепление разносторонних связей в регионе:

- Наше руководство прорабатывает механизмы для организации сопровождения не только гуманитарной, но и экономической деятельности России в Центральной Азии, в первую очередь, в сельском хозяйстве. Мы сейчас в самом начале пути, но надеемся, что уже в ближайшее время нам удастся реагировать быстрее на те экономические вызовы, в которых возможно участие России, - поделился планами М. Вождаев.

Председатель Общества российско-туркменской дружбы «Соотечественник» Максат Сапармурадов обратил внимание участников на то, что необходимо взять на контроль проблему невозвращения выпускников российских вузов из стран Центральной Азии, получивших квоту по линии Россотрудничества, а также предложил выделять квоты не только в России, но и в филиалах российских вузов в странах региона:

- Жизнь в России очень дорогая для большинства студентов из наших стран. Поэтому прохождение обучения в российских вузах, но здесь, у нас, в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане станет большим шагом вперед по подготовке местных кадров, - подчеркнул М. Сапармурадов.

Михаил Вождаев поддержал замечания туркменского коллеги, но отметил, что у Представительств Россотрудничества на местах не хватает ресурсных возможностей обеспечивать контроль за тем, куда после завершения учебы отправился тот или иной выпускник.

- Пока такого механизма нет, но проблема не только и не столько в этом. Из нашей практики мы знаем, что многие специалисты, которые возвращаются домой с дипломом о высшем образовании, оказываются просто не востребованными у себя на родине. Мы не имеем возможности договариваться с работодателями о приеме на работу таких людей, это не в нашей компетенции. Но, безусловно, все эти вопросы нужно обсуждать, - ответил российский представитель.

Российского участия ждут не только в плане подготовки кадров. Как рассказали участники из Узбекистана, реализацию целого ряда региональных инфраструктурных проектов невозможно представить без России.

- Долгое время Россия не была сильно заинтересована в транспортно-логистических маршрутах в Центральной Азии, - отметил к.и.н., с.н.с. Института государства и права АН РУз Шавкат Рахматуллаев. - Однако сегодня, когда логистические возможности России на западе ограничены на неопределенный срок, со всей остротой встает вопрос о возможности сухопутного выхода через наши страны к Индийскому океану. Кроме того, Узбекистан заинтересован в строительстве железной дороги, соединяющей его с Китаем, через Киргизию, но реализация этого проекта требует прямого российского участия. Во-вторых, стоит вопрос об эффективном использовании человеческого ресурса на благо наших стран. Известно, что большая часть трудовых мигрантов из Центральной Азии в России задействована в строительной сфере, несмотря на то, что среди наших граждан большое количество специалистов самых разных профессий. Мы видим большую перспективу в использовании тех избыточных трудовых ресурсов, которые имеются у нас, в агропромышленном комплексе России, так как продовольственная безопасность в современных условиях выходит на совершенно новый уровень. И третий вопрос, - продолжил узбекистанский ученый, - это решение водной проблемы в засушливых регионах Центральной Азии через транспортировку воды сибирских рек по трубопроводам. Это спасет и Центральную Азию от засухи, которая становится реальностью, и принесет огромные финансовые выгоды для России.

Тем не менее, в ходе дискуссии неизбежно возник вопрос о факторе соседнего для региональных участников Афганистана, нестабильная ситуация в котором делает невозможным осуществление целого ряда перспективных геоэкономических проектов. Все участники из Узбекистана отметили, что Афганистан сам стремится выйти из того кризиса, который там сложился, но этому мешает отсутствие реальной центральной власти.

- «Талибан» (запрещенная в РФ организация. – ред.) был создан пакистанской разведкой как внешний инструмент управления процессами в Афганистане, - рассказал к.филос.н., доцент Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, эксперт Международного института Центральной Азии Равшан Назаров. - Однако сегодня талибы, пуштуны по национальности, стремятся уйти от влияния Пакистана, от кураторов, которые обучались в вузах США и Англии. Но проблема управления Афганистана не в этом, а в том, что в «Талибане» нет контроля над нижестоящими командирами – тот контролирует Кабул и не контролирует весь Афганистан, не говоря уже о не-пуштунских провинциях. И, несмотря на то что «Талибан» является все-таки национальным, а не исламским (наднациональным) проектом и не представляет прямой угрозы соседним странам, говорить о каких-либо крупных проектах в этой стране нельзя; риски слишком большие.

При этом участники сошлись во мнении, что проблему Афганистана должны решать сами страны Центральной Азии.

- Это наш сосед, там живут наши братья, и мы все вместе должны начать диалог по восстановлению Афганистана, - отметил Ш. Рахматуллаев.

Таким образом, и Россия, и страны Центральной Азии видят широкие перспективы взаимодействия и углубления партнерских связей по самым различным направлениям. Круглый стол показал, что участники с обеих сторон адекватно оценивают как имеющиеся риски, так и те возможности, которые возникают в условиях меняющегося на наших глазах мира. Но самое главное – все участники готовы не только продолжать, но и усиленно развивать международное сотрудничество по разным направлениям.