5 марта 2020 года в г. Бишкек прошла экспертная дискуссия по теме «Идеология национального единства: защита общенациональных интересов и демократических свобод».
Целью мероприятия был обмен мнениями экспертов по теме поиска национальной идеологии для политических элит Кыргызстана в преддверии выборов в местные и общереспубликанский парламенты.
Эксперты особо отметили, что от простых избирателей идет запрос на повышение качества государственного управления, на то, чтобы партии работали системно, а не появлялись за полгода до выборов и исчезали на второй день после объявления результатов выборов. Электорат в Кыргызстане стал разборчивее, внимательнее смотрит не только на список лиц в партии, но и анализирует конкретные обещания партии и отдельных депутатов.
В кыргызстанском обществе ведутся горячие дискуссии о том, как развивать экономику, на чем делать акценты в социальной политике, какие приоритеты определить во внешней политике. Как сделать так, чтобы найти баланс между соблюдением демократических свобод и защитой общественных и государственных интересов. И как отметили участники встречи общество в Кыргызстане резко поляризуется по ключевым вопросам и ценностям.
Известно, что Кыргызстан – это страна с высоко конкурентным политическим полем. Партии играют значительную роль в формировании политических дискуссией в обществе, формируют правительство и осуществляют законодательную власть. Поэтому вполне логично, что каждая партия, активно работая с избирателями во всех областях Кыргызстана, с людьми разных профессии, достатка, возраста и устремлений, ищет свой набор ценностей, который близок избирателю.
Обсуждая актуальные вопросы формирования национальной идеологии политических выступающие не раз вспомнили партию «Биримдик» как пример партии, открыто объявившей свою идеологическую направленность – демократический социализм и евразийский вектор развития и целенаправленно работающей по созданию низовых ячеек, обсуждению с экспертами актуальных вопросов внешней и внутренней политики, которые должны стать идеологической основой партии.
Алмаз Насыров, эксперт по вопросам государственного управления:
Современная трактовка понятия демократии — это торжество законов. Демократический социализм — это прежде всего равноправие, равный доступ к общественной инфраструктуре.
Государственные институты тогда эффективны, когда внимательны к интересам общества, постоянно мониторят общественное мнение, ведут активный диалог с гражданским сектором, проводят широкие информационные компании по проводимым мероприятиям и реформам. Исторически наше общество — это носитель демократический ценностей: обратите внимание на систему курултаев, тягу к социальной справедливости, взаимопомощи.
Самый главный лейтмотив сегодняшнего круглого стола – это, то что актуализировались тезис консолидации общества. Поэтому тезис партии «Биридик» о демократическом социализме даже не политический, он жизненно необходимый.
Уран Садыгалиев, экономист.
Не определены приоритеты внутреннего экономического развития. Вспомните наши идеологические концепты: то "Кыргызстан — вторая Швейцария", то мы мировые экспортеры меда, затем туристическая Мекка и так далее.
А любая государственная и партийная идеология будет тогда сильна и привлекательна, когда будет опираться на реальные экономические процессы, происходящие в обществе, реальный бизнес, значимые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Структура экономики — это базис и исходная точка для любой идеологии национального развития. Демократический социализм — это прежде всего экономическая база для воплощения социальной защищенности граждан.
Структура занятости населения, наличие природных ресурсов и еще целый ряд факторов — вот где партиям нужно искать вдохновения при поиске той идеи, которая была бы популярна у электората. На надо забывать о том, что мы находимся в рамках крупного экономического интеграционного объединения – Евразийского экономического союза, и партиям надо это учитывать.
В ЕАЭС наши рынки сбыта, наши поставщики, там сотни тысяч наших трудящихся. В идеологии партии этот вопрос "евразийскости" нашей экономики не получится обойти стороной.
Отдельно хочу остановится на том, что нашу зависимость от внешних кредитов и грантов, которые мы брали на развитие инфраструктуры, нужно снижать, чтобы у людей формировалось понимание того, что мы самостоятельная страна. Нам выгодно торговать, работать в кооперации, но не быть зависимыми от других государств. Партии перед выборами в парламент должны четко выражать свою позицию, говорить: «К примеру, Россия наш ключевой партнер, мы с ней будем работать в таких-то сферах».
Азамат Темиркулов, доктор политических наук, доцент, советник государственной службы 3-го класса.
Если взять западную модель создания идеологии – то ярко видно, что капиталистическая экономика с 18 века породила там два класса: капиталистов и рабочих. И соответственно появилась целая плеяда правых (правые, консерваторы) и левых (социалисты и коммунисты) партий, которые отражали объективные интересы определённых классов. Эта система партий способствовала развитию всей политической системы. Но! Сегодня эта модель в самой западной Европе находится в глубоком кризисе. Та политическая система, которая отражала политическое деление, уже не работает, так как нет массового класса рабочих. Средний класс стал на столько большим, что разница между правыми и левыми протиями не столь очевидна. Остались одни вывески.
Что касается Кыргызстана, то у нас никогда не было деления на капиталистов и рабочих. Мы копировали последние десятилетия идеологические вывески западных стран, но эти вывески не имели реальных политических сил, производственных отношений и определенного типа экономики, на которые бы они опирались в нашем обществе. Поэтому за этими партиями никто и не идет, так как эти партии не защищают интересы конкретных широких групп электората.
В своей концепции естественного развития кыргызской республики - «Мурас» (наследие) и там я показал ключевое отличие нас от стран Запада: у них доминирует материалистический индивидуализм. Мы же относимся к тому типу стран, где силен общинный строй - он типичен в тех районах, где физически тяжело выжить в одиночку. В Кыргызстане материальный индивидуализм увел общество от естественного развития. Мы должны сохранить, развить, преумножить то, что нам досталось от предыдущих поколений, внести туда лучшее от других культур и передать следующим поколениям.
С точки зрения концепции «Мурас» и сохранения национального единства евразийский выбор нашей внутренней и внешней политики — это историческая и географическая данность.
На мой взгляд, для того чтобы сохранить нашу уникальность, мы должны тесно сотрудничать со схожими евразийскими культурами. Я 11 лет прожил в странах западной Европы, я изнутри знаю это общество. Там простые люди разочарованы в либеральной демократии, в которой живут. Демократические принципы, о которых нам сегодня говорят, что они западные, — это наши принципы. Свобода слова, права женщин, прямые выборы — у нас есть свой исторический опыт, свои демократические институты.
Денис Бердаков, политолог:
В рамках концепции демократического социализма внутренняя политика рассматривается с точки зрения ответственности государства перед своими гражданами и будущими поколениями. Ведь традиционный кыргызский социум основан на традициях коллективизма, взаимопомощи, бережного отношения к природе, человеческим отношениям, ценности социальных связей. С учетом нашей социальной реальности и уровня жизни части населения невозможно государству самоустраниться из экономической сферы, ставив государственные монополии и отменив социальную поддержку малоимущим слоям населения, живущим зачастую в сложных географически условиях.
Демократические принципы - это прежде всего свобода доступа к политике. В нашем случае это многопартийность, политическая конкуренция. Умеренно либеральные принципы в экономике – ведь мы за 30 лет независимости стали обществом свободных предпринимателей, челноков, владельцев малого и среднего бизнеса, управляющих швейными цехами. "Евразийскость" — это своего рода новый интернационализм, с учетом географии, социальных институтов, действующих торгово-экономических потоков в регионе, взаимосвязи с соседними государствами, основанном на многовековом сотрудничестве, совместном опыте проживания, военно-политическом сотрудничестве во многом близости культур.
Дмитрий Орлов, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток — Запад»:
Почему в 20 веке кыргызы так легко приняли советскую власть? Потому что она в полной мере соответствовала тем условиям, которые сложились исторически внутри кыргызского социума, то есть коллективизм и общинное мышление.
Социализм — это то, что подчинено интересам общества. А демократия — это метод политического многообразия, многопартийности, умение слушать и слышать своего избирателя и своих идеологических оппонентов.
Джами Аширов, общественный деятель: Перспективы демократического социализма в Кыргызстане имеют под собой хорошую почву, так как близки по сути и духу большинству нашего населения. Для старшего поколения эта некий более демократичный и рыночный вариант советской идеологии, по которой они ностальгируют, для молодежи эта идеология привлекательна своим стремлением к равенству.
Наше общество в условиях тотальной цифровизации, нового медиа пространства на основе социальных сетей стало более требовательным к политическим партиям. Электорат ждет смены поколения политиков.
Мы видим, что почти миллион наших граждан работают за рубежом. Это активные, предприимчивые люди, которые прямо или косвенно поддерживают в Кыргызстане свои села, семьи, родственников — важно не забывать их в программах партии.
Демократический социализм, как ценностный набор, объявленный партией «Биримдик» – это золотая середина между либерализмом (и его ложью о том, что «рынок все порешает») и опасными идеями все национализировать. Но ключевой вопрос в реальном наполнении делами и поступками этой идеологии.
Аркадий Гладилов, политический обозреватель:
Экономика — это базис общества, финансы — кровеносная система, а идеология — это идея смазки всего организма. Нет подходящей смазки в сложном государственном механизме? Начинаются трения. Идеология она необходима, чтобы как-то соединять общинный уклад нашего общества с современной экономикой, которая построена на принципах, разрушающих коллектив.
Мы не можем строить взаимоотношения в нашем обществе на реалиях даже позднего советского союза. Идеология – это живой организм, живущий в единстве со временем, местом, историческими условиями в которых он существует. На мой взгляд, слабость наших партий как раз в том, что они своей максимальной целью ставят прохождение в парламент. А это убивает партийную систему и сами партии, которые девальвируются в глаза избирателей.
Сейчас у нас на местах люди создают параллельные государственным институты координации. Это и общины, и кооперативные союзы. Снизу идет мощнейший запрос на партии, которые выдвинут понятную идеологию, дающую ответы на конкретные вопросы устройства общества, политики, общественных проблем.