В Бишкеке обсудили перспективы развития политической и социально-экономической сфер Кыргызстана, роль республики в обеспечении региональной безопасности, а также отношения со стратегическими партнерами и векторы внешней политики страны. Данные вопросы обсуждались в контексте избрания нового президента КР и вступления в силу поправок в Конституцию, принятых путем всенародного референдума в прошлом году и перераспределивших полномочия между ветвями власти. Дискуссия состоялась по инициативе Клуба региональных экспертов КР «Пикир».
- Согласно новой Конституции президент отвечает за формирование и реализацию внешней политики страны. Как продемонстрировали первые шаги Сооронбая Жээнбекова на посту главы государства, стратегическим приоритетом республики остается взаимодействие с Россией, странами ЕАЭС, Китаем и соседними государствами. Символично, что проведение нашего круглого стола совпало с официальным визитом президента в Узбекистан, - отметил, открывая дискуссию, модератор встречи, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.
Он напомнил, что за последний год кыргызско-узбекские отношения претерпели коренные изменения в положительную сторону, и теперь Узбекистан рассматривается Кыргызстаном, как один из ключевых партнеров в реализации взаимовыгодных экономических проектов. При этом эксперт подчеркнул, что без политических решений невозможно выстраивать экономическое сотрудничество, приведя в пример недавнюю негативную ситуацию в кыргызско-казахских отношениях.
- Конечно, Кыргызстану и Казахстану еще многое предстоит сделать, чтобы больше не повторялись пограничные препятствия в торгово-экономических отношениях. Но Сооронбаю Жээнбекову, путем переговоров с Нурсултаном Назарбаевым, удалось снять острую проблему, связанную с экспортом нашей продукции в Казахстан и транзитом грузов через соседнюю республику, - отметил Игорь Шестаков, добавив, что четкая позиция президента КР в отношении расширения сотрудничества в рамках ЕАЭС позволит предпринимателям республики увеличить экспорт своей продукции.
В отношение внутренней политики КР было отмечено, что республика продолжит курс на парламентаризм и укрепление всех вертикалей власти. Новый президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков не будет вмешиваться в работу правительства, парламента, судебной системы. Об этом в своем выступлении сообщил сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир», заслуженный экономист КР Жумакадыр Акенеев.
- Сооронбай Жээнбеков четко дал понять, что не будет влиять на работу исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Но! Президент будет строго спрашивать за качество исполнения их непосредственных обязанностей, которые должны быть нацелены на развитие экономики и социальной сферы, на укрепление внутренней и внешней безопасности страны, на улучшение имиджа государства, как на геополитической арене, так и внутри республики, - подчеркнул эксперт.
При этом он отметил и роль экспертного сообщества, в частности Клуба «Пикир», в решении задач, направленных на развитие страны. По словам Жумакадыра Акенеева, сегодня власти страны не просто считаются с мнениями экспертов Клуба, но и выполняют рекомендации, сформированные на его площадке.
Стоит отметить, что данные рекомендации даже вошли в стратегию развития страны до 2040-го года.
По мнению, эксперта по вопросам государственного управления Шерадила Бактыгулова, это очень взвешенный документ, который не только четко обозначает все основные направления развития Кыргызстана, но и предусматривает механизмы и инструменты для пошагового достижения стратегических задач в экономике, внутренней и внешней политике, в вопросах безопасности и т.д.
- Это, пожалуй, первая, действительно продуманная стратегия, которую реально реализовать, в отличие от предыдущих фантастических программ, которые имели мало общего с реальностью. Данный документ демонстрирует новую философию власти в Кыргызстане, давая четкое представление о том, куда и как будут развиваться различные направления. Например, в сфере безопасности мы четко видим, что КР будет наращивать сотрудничество с ОДКБ, как в плане укрепления обороноспособности страны, так и в плане участия республики в геополитических проектах и миротворческих миссиях, - сообщил эксперт.
Говоря о контурах внешней политики, прописанной в программе 2040, Шерадил Бактыгулов подчеркнул, что они четко обозначены и предусматривают углубление сотрудничества со стратегическими партнерами – Россией и Казахстаном, а также странами ЕАЭС и подразумевают укрепление взаимоотношений с соседями, такими как Узбекистан и Китай.
Однако общественный деятель Жыпар Жекшеев считает, что Кыргызстану недостаточно просто укреплять и углублять отношения с союзническими и дружественными государствами, оставаясь лишь объектом геополитических процессов. Он считает, что республика должна проявить активность, чтобы стать самостоятельным субъектом на международной арене.
- Кыргызстан на протяжении всего периода своей независимости занимается вопросами внутренней политики, оставаясь незаметным на геополитической арене. Но пора эту ситуацию менять. Мы должны проявить активность, чтобы с нами считались. Нашим главным стратегическим партнером является Российская Федерация, значит, мы должны не просто открыто об этом заявить, но и поддерживать Россию в геополитических процессах, не оглядываясь и не опасаясь того, что кому-то это может не понравиться, - подчеркнул Жыпар Жекшеев.
С его мнением согласился и эксперт Кайрат Осмоналиев, который считает, что четкая позиция, подкрепленная конкретными действиями, будет позиционировать Кыргызстан, как реального геополитического игрока. Кайрат Осмоналиев выразил точку зрения, что внешняя политика – это не только прописанный в стратегии список партнеров и союзников, но и конкретные действия, направленные на увеличение геополитического веса страны.
В своем выступлении эксперт подверг сомнению идею премьер-министра республики Сапара Исакова о развитии парламентаризма до того уровня, когда даже президента будут выбирать депутаты. Так как эта инициатива для Кыргызстана является неподходящей, и не поможет стране в решении ни внутренних, ни внешних политических задач.
- Я согласен, такая модель, возможно, хороша для западных стран, но не для Кыргызстана. Во-первых, у нас ментальность другая. Во-вторых, наша партийная система далека от идеала настолько, что вряд ли народ доверит депутатам такой важный в сознании людей выбор, как выбор президента. Сегодня более 70-ти процентов поручений, которые дают депутаты – это откровенное лобби, которое преследует интересы очень узкой группы лиц, и не соответствует интересам большинства. Учитывая это, можно представить, что будет, если парламентариям доверить выбор президента, - отметил Кайрат Осмоналиев.
О том, что партийная система в Кыргызстане – ее формы и методы, структурирование политических организаций, формулирование партийных программ и концепций – не соответствует заявленному курсу на парламентаризм, в своем выступлении отметил и политический обозреватель Аркадий Гладилов. По его мнению, политическая деятельность партий сводится к борьбе за места в парламенте и в исполнительной власти, при этом их целью не является решение тех или иных государственных вопросов.
Данное заявление вызвало полемику среди экспертов, большинство из которых подчеркнули, что парламентаризм в Кыргызстане находится в стадии становления, и выразили уверенность, что уже к следующим парламентским выборам данная ситуация изменится, учитывая, что уже сейчас наметились новые тенденции в политической сфере.
- Экс-президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву удалось переформатировать ситуацию, сведя на нет деструктивные проявления, что привело к политической стабильности. Это в свою очередь позволило создать благоприятные условия для развития экономики и повышения инвестиционной привлекательности республики, - отметил эксперт в вопросах экономики Олег Панкратов.
Говоря о внешнеэкономических трендах, он особо подчеркнул значение кыргызско-узбекских отношений, которые, по мнению эксперта, будут укрепляться, как в направлении двустороннего торгово-экономического сотрудничества, так и в контексте участия КР в ЕАЭС.
- Узбекистан заинтересован в налаживании сотрудничества с Кыргызстаном, в том числе, и учитывая членство нашего государства в евразийском экономическом союзе, учитывая, что ЕАЭС ведет активную работу по сопряжению проекта с глобальным экономическим проектом Китая «Один пояс – один путь». Таким образом, создается тяжеловесный геополитический блок. И Узбекистан заинтересован быть к этому причастным, - добавил эксперт.
При этом, как отметил в своем докладе эксперт по геополитическим вопросам Марс Сариев, Узбекистан открывает перед Кыргызстаном колоссальные промышленные перспективы, учитывая уровень узбекской индустриализации и заинтересованность узбекских предпринимателей в создании совместных кыргызско-узбекских производственных предприятий.
- В беседах с узбекскими бизнесменами выяснилось, что у них имеется большая заинтересованность в не только в торгово-экономическом сотрудничестве, но и в партнерстве в сфере автомобилестроения, выпуска бытовой техники и т.д. Кроме того, Кыргызстан может использовать возможности, которые имеются в организованной Узбекистаном зоне свободной торговли с Афганистаном. Тем более, что в свое время Кыргызстан экспортировал в Афганистан цемент и стекло, - считает политолог.
В этой связи Марс Сариев обратил внимание участников встречи, на необходимость проанализировать методологический подход к стратегическим вопросам, тем более, что геополитическое положение и окружение Кыргызстана в последнее время значительно изменилось.
- Если мы работаем в рамках Средней Азии, где линия фронта проходит по Афганистану и за ней концентрируются силы, представляющие недружественную среду – это одна стратегия. Но если мы смотрим шире и определяемся в рамках Центральной Азии, в которую помимо пяти постсоветских республик входят еще Афганистан, Монголия и СУАР, то это уже другая стратегия. Тогда, Афганистан и СУАР мы рассматриваем, как потенциальные рынки экспорта. Несомненно, отношения с Россией, Казахстаном, Узбекистаном и Китаем имеют первостепенное значение для Кыргызстана, но и развитие торгово-экономических связей с Афганистаном для нас тоже может стать перспективным, - добавил Марс Сариев.
Возвращаясь к теме кыргызско-узбекских отношений, эксперт Эдил Осмонбетов отметил, что процесс их укрепления – это один из двух ключевых элементов, приведших в геополитическое движение центрально-азиатский регион. Вторым элементом стал конфликт между Кыргызстаном и Казахстаном.
- Кыргызстан в силу разных факторов является одним из ключевых игроков в Центральной Азии. И сегодня это уже признанный факт. Учитывая, что из-за конфликта с нашей республикой Казахстан потерял много геополитических очков и утратил региональное лидерство, сегодня на первенство в регионе претендует Узбекистан. Поэтому кыргызско-узбекские отношения играют важную роль в процессе переформатирования ситуации в центрально-азиатском регионе, - отметил эксперт.
Между тем эксперт из Казахстана Расул Бахамов предложил перевернуть страницу конфликта между Кыргызстаном и Казахстаном и двигаться дальше, подчеркнув, что казахский бизнес заинтересован в развитии сотрудничества с Кыргызстаном, так же как и кыргызские предприниматели заинтересованы в наращивании сотрудничества с Казахстаном. Также есть необходимость проведения информационной работы в рамках ЕАЭС, чтобы впредь избежать повторения таких негативных ситуаций.
- В рамках Евразийского экономического союза необходимо проводить разъяснительную работу о требованиях и нормативах, потому что это является проблемой, как для кыргызских, так и для казахских производителей и экспортеров. Необходимо решать вопросы с соблюдением фитосанитарных норм, это тоже наша общая проблема. И конечно же нужно пересмотреть общее отношение к серому импорту, я не говорю только про Кыргызстан или Казахстан, эти вопросы время от времени возникают в разных точках ЕАЭС, - добавил казахский политолог.
Подводя итоги встречи, участники подчеркнули, что в Кыргызстан имеет хорошие перспективы развития по всем направлениям, учитывая внутриполитическую стабильность и последовательность в реализации внешнеполитического курса, нацеленного на углубление двусторонних отношений со стратегическими партнерами и соседними государствами, а также на укрепление сотрудничества в рамках международных объединений, таких, как ЕАЭС, ШОС, ОДКБ.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»