Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
В Бишкеке обсудили сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути

25 апреля 2017 года в Бишкеке прошел Международный экономический Форум «Развитие Экономического пояса Шелкового пути: интенсификация сотрудничества», основной целью которого стало обсуждение вопросов, связанных с сопряжением двух интеграционных проектов – Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), а также налаживание деловых контактов между странами, вовлеченными в них.  

- Сегодняшнее мероприятие посвящено самому крупному инвестиционному проекту современности – «Экономическому поясу Шелкового пути», инициированному главой КНР  в 2013 году. Отличительной особенностью проекта, помимо огромной инвестиционной составляющей, является региональная масштабность.  Он охватывает порядка 70 стран, в которых проживает более 60% населения Земли, - отметил председатель Президиума Делового совета ЕАЭС, президент Кыргызского союза промышленников и предпринимателей (КСПП) Жыргалбек Сагынбаев.

Учитывая территориальную составляющую, а также многолетнюю историю сотрудничества с Китаем,  Кыргызстан находится в числе основных участников ЭПШП, что открывает перед страной хорошие перспективы для получения выгоды.  Одновременно, являясь членом Евразийского Экономического Союза, Кыргызская Республика видит необходимость консолидации всех членов евразийской интеграции для участия в проекте «Экономический пояс Шелкового пути».

- Кыргызстан и Китай – соседи с давних времен. КНР является одним из стратегических партнеров нашей республики. Но сегодня Кыргызстан - не просто маленькое государство с населением в 6 миллионов человек, это страна - участница ЕАЭС, реально действующего экономического объединения с единой экономической территорией, охватывающей пять стран, где все решения принимаются коллективно  на основе консенсуса. Сегодня евразийские интеграционные процессы находятся в стадии активной реализации. И сопряжение таких крупных организаций, как ЕАЭС и проекта ЭПШП подразумевает расширение контактов деловых кругов и усиление их взаимодействия, - подчеркнул глава КСПП.

Следует отметить, что возможности взаимодействия ЕАЭС и ЭПШП обсуждаются на разных уровнях уже около двух лет. На сегодня по этому вопросу достигнут ряд договоренностей, и на их основании готовится Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, подготовкой которого занимается  наднациональный исполнительный орган ЕАЭС – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

 - Совершенно очевидно, что формирование базового соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве является крайне важным аспектом. По сути, впервые будет создана правовая база с Китаем, которая унифицирует правовые основы бизнеса в торговой сфере. Это архи важно. При этом мы все понимаем, что торговля – вещь изменчивая, на нее влияет конъюктура, защитные меры и прочее. Поэтому важно, что в соглашении появились сегменты, которые, так или иначе, определяют взаимодействие в важнейших отраслях экономики. Это представляется значимым и придает устойчивости макроэкономическому взаимодействию. Однако они лимитируются теми полномочиями, которые страны готовы вложить в общее соглашение с КНР, - отметил член Президиума, Президент Делового совета ЕАЭС Виктор Христенко.

Стоит отметить, что выстраивание отношений и налаживание сотрудничества с третьими странами  является одной из основных задач ЕАЭС на сегодня.  Торговая политика по отношению к странам, не входящим в ЕАЭС активно обсуждается на разных уровнях.  Так, например, этот вопрос стал одним из основных на заседании Высшего Евразийского экономического союза, прошедшего 14апреля в Бишкеке.

 - От создания новых преференциальных, интеграционных соглашений с третьими странами мы сможем получить реальные выгоды. Реальны выгоды будут заключаться в том, что мы снизим конкуренцию на нашем внутреннем рынке за счет создания более льготных режимов выхода экспортной продукции на рынки третьих стран. Таким образом, внутренняя конкуренция на рынке может немножко ослабнуть. И те, кто хотят присутствовать на рынке союза, будут в нем присутствовать. А те, кто готов экспортировать – получат новый комфортный режим для выхода на рынки третьих стран, - заявила член Коллегии (Министр) по торговле ЕЭК Вероника Никишина.  

По результатам исследований, проведенных совместно с бизнесом и правительствами пяти стран-участниц ЕАЭС, рабочая группа определила наиболее приоритетные государства для сотрудничества.  Одним из ключевых государств стал Китай.

 - Сейчас мы проводим переговоры с китайской стороной, где обуславливаемся на непреференциальном формате. Он не будет касаться снижения таможенных пошлин – то, чего в наибольшей степени сейчас опасается наш бизнес. Мы пока не готовы говорить с КНР о зоне свободной торговли, но наша структура соглашения содержит большой набор дисциплин, которые помогут  нам выйти на китайский рынок – без снижения пошлин, либо реализовывать китайские проекты, наиболее интересные для наших стран, - подчеркнула Вероника Никишина.

Сегодня к процессу сопряжения ЕАЭС и ЭПШП активно подключаются и деловые круги, причем не только со стороны Евразийского союза и Китая. Интерес к вопросам развития взаимодействия между проектами проявляют бизнес-структуры из многих стран мира, включая Европейский Союз и США. Так, в Бишкекском международном экономическом форуме приняли участие представители бизнеса из 26-ти стран.

- Сотрудничество с Китаем, который намерен вложить триллионы долларов в этот мегапроект, как основным локомотивом воплощения проекта ЭПШП, проводится в рамках формирования единого экономического пространства. Сопряжение ЕАЭС и ЕПШП отвечает интересам всех участников данного процесса. Ведь оно способствует строительству транспортного коридора между Западной Европой и Западным Китаем. Кроме того, одним из ключевых моментов является развитие инфраструктуры в различных отраслях экономики, -  добавил Жыргалбек Сагынбаев.

Он также добавил, что «на сегодняшний день Китай из крупного производителя и экспортера постепенно трансформируется в крупного потребителя и импортера. Ввоз необходимых товаров из-за рубежа становится для страны явлением необходимым».

В подтверждение его слов представитель китайской стороны, заместитель генерального секретаря Международной торговой палаты «Шелковый путь» Биан Сюэ Сюэ  сообщила о том, что КНР наладила импорт целого перечня товаров из стран ЕАЭС. Кроме того, она отметила, что открыт «зеленый коридор» для производителей сельхозпродукции из Кыргызстана.

Однако, Виктор Христенко считает, что успешным процесс сопряжения станет лишь в одном случае – если будет создана единая нормативно-правовая база между двумя проектами.

- Мне кажется, в рамках проекта ЭПШП (его инфраструктурной направленности), надо заняться транспортной, энергетической, телекоммуникационной и финансовой инфраструктурами. Они определяют облик экономики – всего. Вокруг них строится весь бизнес. Надо на первом этапе  уйти в формирование общей, на втором этапе – унифицированной нормативно-правовой базы, которая будет определять существование инфраструктур. Это обозначает, что и у ЕАЭС, и у КНР должна появиться единая правовая платформа. Только это создаст комфортные условия для участников проекта и, вообще - даст ответы на все вопросы. Это и есть ключевой путь к поиску взаимодействия между ЕПШП и ЕАЭС, - подчеркнул Виктор Христенко.

А министр ЕЭК Вероника Никишина добавила, что в процессе сопряжения ЕАЭС и ЭПШП большая роль отводится Деловому совету ЕАЭС, который представляет консолидированную позицию деловых кругов – стран-участниц ЕАЭС, а также способствует синхронизации многих процессов. Так, именно ДС идентифицировал проблемы бизнеса на китайском рынке.

- Сейчас мы от имени пяти стран проводим переговоры с КНР и надеемся, что наши старания помогут бизнесу вести свои  дела на современных основах. Проекты могут быть  экспортные, инфраструктурные или инвестиционные. Причем последняя разновидность проектов, может быть и двусторонней. Предположим, между КНР и одной из стран-участниц ЕАЭС. Нам интересны проекты, которые будут не конкурировать друг с другом, а скорее – будут дополнять друг друга, - подчеркнула министр ЕЭК.

Она также отметила актуальность проведения самого международного экономического форума, предоставившего прекрасную возможность представителям власти и реального сектора экономики обсудить и выработать эффективные предложения по успешной реализации проектов ЕАЭС, учитывая активное взаимодействие всех стран-участниц Экономического Союза с Китаем. 

В нынешнем году Кыргызстан председательствует в ЕАЭС, а значит согласно соответствующему Соглашению, и в Деловом Совете Евразийского Экономического Союза председательствует Кыргызская Республика в лице Кыргызского союза промышленников и предпринимателей, который, согласно регламенту, в этом году проводит и Президиум ДС ЕАЭС.

- Деловой совет – новообразование, молодой орган в ЕАЭС. Основная его задача в том, чтобы смотреть в будущее, создавать образ интеграции и подталкивать национальные и наднациональные органы к продвижению. У  ЕЭК, как главного наднационального органа, существуют лимиты и ограничения, прописанные в союзном договоре.   А Деловой совет в будущем может выступать, как инициатор идей, которые будут определять экономический облик всего союза. При этом Деловой совет не должен конкурировать с национальными органами. В противном случае, мы будем просто тормозить процесс принятия решений, - отметил член Президиума, Президент Делового совета ЕАЭС Виктор Христенко.

Заседание Президиума Делового Совета ЕАЭС состоялось в рамках международного экономического форума также. Во время встречи члены Евразийского делового совета обсудили ряд актуальных вопросов.

В частности речь шла о нетарифных барьерах, таких как аккредитация лабораторий и технические регламенты ЕАЭС. Обсуждая данный вопрос, участники заседания отметили необходимость устранения противоречий и проблем, включающих ветеринарные и фитосанитарные меры, а также необходимость выработки единых стандартов в этой сфере и взаимного их признания всеми странами-участницами ЕАЭС. По итогам обсуждения стороны решили подготовить предложения о единых подходах в сфере нетарифного регулирования с целью производства продукции высокого качества и сертификации в строгом соответствии с требованиями международных стандартов и внести их в ЕЭК.  

Кроме того члены ДС ЕАЭС обсудили роль и участие Делового совета в формировании содержательной части Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (ТЭС) между ЕАЭС и КНР, а также возможности активизации бизнеса ЕАЭС в развитии сотрудничества с КНР. С этой целью было решено сформировать базу данных актуальных проектов для их дальнейшей реализации в рамках ТЭС с Китаем. Так уже сегодня отобраны девять проектов – 4 от Казахстана, 4 о России, и 1 от Кыргызстана – которые будут внесены в эту базу. 

Организатором международного экономического форума и прошедшего в его рамках заседания Президиума ДС ЕАЭС выступил Кыргызский союз промышленников и предпринимателей при поддержке Правительства Кыргызской Республики в сотрудничестве с  Международной Торговой Палатой (МТП) «Шелковый путь» (Гонконг, КНР).

МТП «Шелковый путь» – некоммерческая, деполитизированная организация, в состав которой входят организации государственного уровня 61 страны мира.

Партнеры форума: члены Делового Совета ЕАЭС, а также Клуб региональных экспертов Кыргызстана «Пикир».