3 апреля в городе Оше (Кыргызстан) по инициативе Клуба региональных экспертов КР «Пикир» при поддержке аппарата президента Аппарата Правительства обсудили перспективы социально-экономического развития Кыргызстана в контексте укрепления и расширения межрегиональных связей Кыргызстана и России, а также стран ЕАЭС.
- Как известно, президентом КР Сооронбаем Жээнбековым 2018 год объявлен годом развития регионов. Без сильных регионов не будет сильной страны. Особый вклад в региональное развитие могут внести экономические связи с основным торгово-экономическим партнером республики – Российской Федерацией. Стоит также отметить, что Сооронбай Жээнбеков видит в качестве инвесторов регионального развития республики предпринимателей из диаспор КР в РФ, - отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов КР, политолог Игорь Шестаков.
По его словам, в Москве практически во всех торговых точках на станциях метро широко представлена швейная продукция из Кыргызстана. Между тем, наши швейники доказали, что наша продукция не уступает аналогам из других стран.
- Это позволило Кыргызстану обратить внимание и наращивать свой производственный потенциал, потому что вступив в ВТО, мы больше стали страной китайского реэкспорта. А вступив в ЕАЭС, мы становимся страной, которой есть, что предложить на внешний рынок. Это увеличивает наш производственный и экспортный потенциал. Аграрная продукция пока, к сожалению, значительно отстает. Но я думаю, что как раз Ошская область, которая имеет имидж региона сельхозпроизводителя, позволит Кыргызстану стать более достойно представленным на рынке Евразийского союза, - подчеркнул эксперт.
Оценку социально-экономической ситуации в регионах высказала эксперт аппарата правительства КР Эльгиза Раева, которая подчеркнула, что по инициативе главы в этом году должна быть заложена основа для системных изменений в развитии регионов.
- В настоящее время сохраняется дисбаланс в развитии регионов. Зона развития сосредоточена лишь вокруг Бишкека и Оша. Между тем необходимо сосредоточить особое внимание на развитие регионов в целом. Это потребует совместных усилий всех ветвей власти и гражданского сектора. Уже сейчас даны конкретные рекомендации Жогорку Кенешу и правительству, которые непосредственно касаются развития регионов. Будут разработаны долгосрочные комплексные программы для каждого из регионов, утверждены стандарты планирования сел, городов и других территориальных единиц, - отметила эксперт аппарата президента КР Эльгиза Раева.
Продолжая тему, заместитель полномочного представителя правительства КР в Ошской области Ахмаджан Маххамадов подчеркнул, что сильной страна становится, когда сильны ее регионы. Проблема же Кыргызстана заключается в том, что основной упор был сделан на развитие столиц – Бишкека и Оша, что привело к очевидному дисбалансу.
- На самом деле, основные ресурсы сосредоточены не в центрах, а в регионах. Поэтому создание рабочих мест ближе к сырьевым ресурсам должно стать новым лозунгом Кыргызстана. Строительство новых производственных объектов и крупных промышленных предприятий по переработке продуктов сельского хозяйства должно дислоцироваться именно в регионах. При этом необходимо обеспечить строительство социальных объектов и создание комфортных условий для проживания населения. На мой взгляд, это должно стать задачей номер один, - отметил чиновник.
По его мнению, хорошим подспорьем в решении этих стратегических задач может стать укрепление межрегиональных связей.
- Благодаря нашему президенту сейчас укрепляются связи с соседями по региону – Узбекистаном и Таджикистаном, что для юга Кыргызстана очень важно. Но, как мы все знаем, с советских времен основным партнером республики по экспорту нашей продукции является Россия, в частности такие ее регионы, как Дальний Восток и Сибирь. И сегодня укрепление связей именно с этими регионами является приоритетной задачей. Недавно у нас была делегация компании «Росагро», и мы им предложили создать совместные торгово-логистические центры, которые с учетом современных требований, заложенных в основе евразийского экономического союза, создадут для нас дополнительные условия для продвижения кыргызских товаров, решая основную нашу проблему – мелкотоварность. На втором этапе будем строить цеха по переработке, сортировке и упаковке товаров, - сообщил Ахмаджан Маххамадов.
В свою очередь заведующая отделом ЕАЭС министерства экономики КР Индира Ахматова отметила, что сегодня Кыргызстан и Россия вышли на новый этап торгово-экономического сотрудничества, которое характеризуется многоплановостью и близостью подходов к международным и региональным вопросам, а также нацеленностью на развитие интеграционных процессов.
- Ежегодно между нашими странами наращивается товарооборот, в частности увеличивается именно экспорт молочной кыргызской продукции, овощей, фруктов, текстильной и трикотажной продукции и т.д., - сообщила представитель Минэкономики.
Она отметила, что эти показатели стали результатом принятия Кыргызстаном взвешенного решения о вступлении в ЕАЭС. В качестве положительных результатов, специалист по евразийской интеграции также назвала реализацию нескольких сотен проектов на сумму 366 миллионов долларов, профинансированных из средств кыргызско-российского фонда развития, созданного по инициативе России для поддержки бизнеса и предпринимательства КР.
Сегодня, по словам Индиры Ахматовой, перед министерством экономики поставлены важные задачи – создание кооперационных площадей, локализация производства, формирование складов сельхозпродукции для увеличения объемов экспорта кыргызской продукции РФ и т.д.
Она также отметила, что все эти действия осуществляются в рамках стратегии, нацеленной обеспечить реализацию обозначенных главой государства задач, в том числе по привлечению в качестве инвестиций средств кыргызстанцев, трудящихся в России и странах ЕАЭС.
Стоит отметить, что инициатива президента Сооронбая Жээнбекова делает акцент на использование в целях развития и стабилизации социально-экономического развития регионов республики потенциала кыргызской диаспоры в России. Однако, представители диаспоры пока не видят себя в роли прямых инвесторов. Об этом в рамках дискуссии сообщил эксперт Бакыт Мамаджанов.
- Не секрет, что много наших граждан, работающих в России, накопили хороший потенциал для инвестиций. Стоит отметить, что первые шаги в этом направлении были сделаны еще до того, как глава государства озвучил такую инициативу. В качестве примера можно привести инвестиции в строительный сектор. За счет средств диаспор кыргызстанцев в России строятся жилые объекты в Кыргызстане. Хочу подчеркнуть, как представитель такой диаспоры, мы бы с удовольствием вкладывали еще большие деньги и в другие отрасли экономики Кыргызстана, но, к сожалению, мы не видим перспектив в этом направлении, - отметил эксперт.
По его словам, в России и в Кыргызстане примерно одинаковые условия, тем не менее, бизнесменам выгоднее вкладываться в российские проекты, потому что в Кыргызстане гораздо выше риски невозвратности капиталов и нет программы государственных гарантий.
- Основная проблема заключается в отсутствии доверия государству, основанная на прошлом опыте. У людей есть свободные средства, но они не готовы их вкладывать в экономические проекты республики, ввиду отсутствия доверия государственным структурам. Чтобы преодолеть это недоверие необходимо разработать и внедрить реальные государственные программы, которые не только создадут благоприятные условия для инвесторов, но и обеспечат гарантии возвратности средств. В противном случае любые инициативы руководства останутся лишь на бумаге, - подчеркнул Бакыт Мамаджанов.
За три года участия в евразийском экономическом союзе Кыргызстан достиг положительных результатов по продвижению своей продукции на евразийский рынок. Об этом в своем выступлении рассказал экономист Эркин Абдыразаков. Между тем, по его мнению, нужно воспользоваться годом регионов и провести работу по наращиванию экспортного потенциала. Для этого эксперт предлагает провести территориально-административную реформу и возложить больше ответственности на местные власти.
- У нас есть районные бюджеты, областные бюджеты, но нам нужен инструментарий для эффективного использования этих бюджетов в целях продвижения инициативы развития регионов. Средства, выделяемые государством нужно использовать, чтобы мобилизовать население. Мы говорим, что мигранты перечисляют по два миллиарда долларов в год. Эти деньги, конечно, вносят определенный вклад в региональное развитие, но не носят характера прямых инвестиций. Чтобы деньги мигрантов начали работать, необходимо вернуть доверие населения к государственным и муниципальным органам, обеспечить гарантии сохранности капиталов, а также создать инфраструктуру, дороги и т.д., - отметил эксперт.
В этой связи он рекомендовал разработать систему оценки деятельности руководства регионов.
- Нужно на постоянной основе проводить личную оценку деятельности руководителей областей и районов по следующим пунктам – сколько инвестиций он привлек, насколько улучшил инфраструктуру и инвестиционный климат, а также насколько процентов обеспечил импортозамещение за счет защиты интересов местных товаропроизводителей, - считает Эркин Абдыразаков.
При этом он обратил внимание участников дискуссии, что без решения этих задач Кыргызстан не сможет увеличить свой экспортный потенциал.
Об ограниченности Кыргызстана в плане наращивания объемов внешней торговли в своем выступлении говорил и директор центра поддержки предпринимателей Ошской области Искандер Субанкулов.
- Мы сейчас много говорим о необходимости наращивания экспортного потенциала, но все время забываем о том, что, по сути, нам нечего экспортировать. По большому счету мы не производим даже достаточного для внутреннего рынка количества продукции, поэтому так высок импорт товаров, который составляет порядка 90 процентов потребляемой кыргызстанцами продукции. Проблема кроется в неразвитости инфраструктуры, необходимой для развития промышленного производства. Естественно, нужно стремиться к развитию этого направления, а пока нужно признать, что основным экспортным потенциалом республики является человеческий ресурс. На него и нужно сейчас делать акцент – повысить уровень образования, в том числе и через сотрудничество с Россией, чтобы наши специалисты были еще более востребованными и реализовавшимися, - отметил Искандер Субанкулов.
В продолжение дискуссии о создании благоприятного инвестиционного климата в республике, генеральный консул РФ в Ошской области КР Роман Свистин, отметил, что бизнес климат в Кыргызстане в целом, и на юге страны в частности оставляет желать лучшего.
- Для развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане пока не созданы никакие условия, как со стороны самого государства, так и со стороны местных сообществ. Хочу отметить, что даже при желании российские бизнесмены работать здесь не смогут – им не дадут, причем сами же местные жители. Я много раз сталкивался с такими ситуациями, когда российские предприниматели приезжали с грандиозными бизнес-планами и в итоге уезжали ни с чем. А вот бизнесмены из числа трудовых мигрантов, заработавшие свой капитал в России, на мой взгляд, вполне могли бы стать локомотивом развития регионов, - подчеркнул дипломат.
Вопросов трудовой миграции в своем выступлении коснулся кандидат экономических наук, доцент, декан факультета международных отношений ОшГУ Эрлан Камалов. Он отметил, что за последнее десятилетие значительно вырос уровень занятости трудоспособного населения Кыргызстана на внешних рынках труда. По его словам, сегодня в трудовой миграции находятся 25 процентов трудовых ресурсов страны. При этом по уровню поступлений денежных переводов мигрантов, которые составляют свыше 30-ти процентов ВВП республики, Кыргызстан занимает третье место в мире после Таджикистана и Либерии.
- В этой связи я считаю, что правительству Кыргызстана необходимо разработать и внедрить государственную политику занятости, а наряду с ней и миграционную политику, которая позволит регулировать процессы миграции населения в контексте формирования единого евразийского рынка труда. Также необходимо разработать стратегию поддержки диаспор, общественных объединений и других структур, оказывающих помощь нашим соотечественникам в принимающей стране, например в России, - подчеркнул Эрлан Камалов.
По мнению эксперта, такие действия станут своего рода мостом между государством и трудовыми мигрантами, чьи средства власти республики намерены репатриировать в экономику республики.
Круглый стол организован Клубом региональных экспертов КР «Пикир» при поддержке Аппарата Президента Кыргызстана, Аппарата Правительства республики, а также Аппарата Полномочного представителя ПКР в Ошской области.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»