Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Жить по-новому: зачем Казахстану новые области и областные центры

Одним из самых резонансных решений главы Казахстана, озвученных в Послании народу, стало изменение административно-территориального устройства страны. Алматинскую область разделят на две, город Капшагай будет переименован в Кунаев и станет центром Алматинской области, а город Талдыкорган – Жетысуйской области. На территории бывшей Жезказганской области создадут Улытаускую область с центром в г. Жезказгане, а из Восточно-Казахстанской выделят Абайскую область с центром в г. Семее. Как в экономическом и политическом плане оценить появление новых регионов в Казахстане и заявленный вектор реформ – объясняет казахстанский политолог и руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев.

– Почему о создании новых областей и областных центров было решено объявить именно в рамках этого Послания Касым-Жомарта Токаева? Учитывая ожидания от самого обращения президента, а также последующее пристальное внимание общества к реализации заявленного, административно-территориальная реформа для казахстанской власти должна иметь большое значение.

– Ситуация с созданием новых областей вызвала даже больший резонанс, чем те же политические реформы и изменения в Конституции, которые анонсировал президент Токаев в Послании. Дело в том, что грядущая административно-территориальная реформа стала большим сюрпризом для казахстанцев. В то время, как некоторые политические преобразования были довольно ожидаемы (например, снижение порога необходимой численности для регистрации политических партий). Нужно понимать, что это внеочередное послание президента (первоначально его планировалось озвучить в сентябре 2022 года), вызванное необходимостью активизации уже начатых им преобразований. Озвученные инициативы – следствие политики «слышащего государства», которую Касым-Жомарт Токаев продвигает с 2019 года, и ряд предложений попали в документ благодаря активности казахстанских экспертов и общественных деятелей.

Разукрупнение трех из пяти самых больших регионов Казахстана является фактором повышения эффективности государственного управления. Еще до распада СССР Казахстан испытал несколько волн изменения границ своих областей, их переименования и создания новых. Этот процесс в целом был характерен для всего пространства бывшего СССР. За укрупнением административных территорий следовало их разукрупнение, и наоборот. Например, на севере республики в 60-х годах пытались создать огромный Целинный край из нескольких областей.

Как тогда, так и сейчас основными факторами поиска оптимальной модели административно-территориального устройства Казахстана являются контрасты между плотностью населения областей, разница в их социально-экономическом развитии (донорами бюджета являются только две области – Мангистауская и Атырауская, а также города республиканского значения Алматы и Нур-Султан). К тому же следствием политических реформ Токаева должна стать некоторая децентрализация власти, способствующая повышению эффективности властных институтов. Обновленная система территориального устройства этому поспособствует.

Кроме того, улучшится логистика. Многим жителям небольших населенных пунктов не придется ездить за сотни километров для решения бытовых вопросов. При этом сама власть тоже становится ближе к населению. Поскольку политические реформы ведут к появлению новых политических партий, а к 2024 году предполагается расширение пула выборных акимов, то власти важно понимать точечные проблемы на местах.

Административно-территориальная реформа станет также определенным «пинком» для экономики. Появление новых городов дает шанс для малого и среднего бизнеса, строительной отрасли, новых инфраструктурных проектов. В свое время мы видели подобный пример в США после «Великой депрессии», когда шло активное строительство электростанций и дорог. Конечно, в гораздо меньших масштабах, но Казахстан идет схожим путем, пытаясь создать ниши для развития.

Как и в России, в Казахстане есть проблема моногородов. Всего у нас более 80 городов, из них 27 – это моногорода со сложной социально-экономической ситуацией. Например, в создаваемой Улытауской области все крупные поселения являются моногородами. Поэтому диверсификация территориального управления улучшит положение многих населенных пунктов, у которых появится шанс на развитие.

– Довольно часто в обращении президента Токаева решения по территориальному переформатированию обосновываются именно «духовно-культурными», «сакральными» целями – Семей вспоминается только как центр движения Алаш, Улытауская область будет иметь «духовно-культурное значение». Насколько реформы отражают реальные нужды регионов и их современных жителей?

– Время покажет. Здесь стоит учитывать, что это работа на перспективу. Такого рода разделение областей даст возможность альтернативных вариантов развития для регионов: транзитный потенциал, выращивание разных с/х культур, развитие туризма. Например, после создания Туркестанской области и строительства в областном центре международного аэропорта значительно возрос турпоток.

На самом деле был давний запрос на возвращение Семею (бывшему Семипалатинску) статуса областного центра. Он имеет статус города областного значения (вторым таким городом был Туркестан). Но существуют определенные системные проблемы, которые могут быть решены только с обретением статуса областного центра. Часто аким не видит всех проблем в городе с площадью даже в несколько квадратных километров. А из-за больших расстояний в стране чиновники не всегда успевают оперативно посещать вверенные им территории. Учитывая рост населения в стране, я думаю, со временем в Казахстане появятся новые областные центры.

Другое дело, что реформы потребуют определенного количества расходов. Но, в основном, это будут инфраструктурные затраты. Власти новых областей могут пока поработать и в прежних помещениях. Например, после январских событий в Алматы сгорело большое здание городского акимата, и руководство перебралось в здание районного. Ничего, справляются. При этом не стоит забывать про предыдущие указания президента о сокращении на 25% госаппарата и свежее решение об ограничении количества заместителей у акимов.

– Можно ли связать деление Алматинской области на Жетысускую и Алматинскую с январскими событиями? Присутствует ли в этом решении определённый жест недоверия в сторону акима области Бозумбаева?

– Не думаю, потому что нынешний аким области сам из команды президента Токаева. Стоит понимать, что в январских событиях принимали участия люди с разных регионов Казахстана, а не только с Алматинской.

Вероятная причина разделения области – необходимость контроля агломерации, которая образовалась вокруг двухмиллионного Алматы.

Важная цель преобразований, в том числе, и наладить трудоустройство безработной молодежи. Так, силовики уже сформировали портреты основных участников январских протестов – это, как правило, молодые люди до 30 лет без высшего образования и зачастую не трудоустроенные. В зону притяжения Алматы входят несколько городов, в том числе и Капшагай, который хотят переименовать в Кунаев, а также прилегающие поселки и села с тесными экономическими, трудовыми и социальными связями. Наладить контроль из Капшагая, находящегося в 60 километрах от Алматы над ними легче, чем из Талдыкоргана, расположенного в 250 километрах. Экономическое развитие пригородов становится важной составляющей, обеспечивающей занятость населения. Здесь могут появиться площадки для модернизации экономики, реализации инновационных проектов.

Так как сам город Алматы «не резиновый», его возможности ограничиваются территориально и экологически. Казахстан девятая страна мира по своей территории, поэтому нужен серьезный подход к территориальному планированию, важно диверсифицировать усилившиеся потоки внутренней миграции.

Стоит учитывать, что в Казахстане всего три города-миллионника. Если процессы урбанизации не будут диверсифицироваться, то через 50 лет все население сконцентрируется только в нескольких городах. С этой точки зрения, административно-территориальные реформы дают шансы на развитие остальных регионов.

Токаев также заявил: «Все это я говорю, опираясь на предложения и мнения граждан. Если местные жители поддержат эти начинания, то уже в ближайшее время следует претворить их в жизнь». Если на местах будет какое-то непонимание реформ, их, получается, могут свернуть?

– У нас обычно такие инициативы приветствуют. Как я уже говорил ранее, например, запросы населения по возвращению статуса областного центра г. Семей существовали очень давно. Также еще в 2005 году местные жители хотели переименовать г. Капшагай в Кунаев. То есть инициативы Токаева имеют под собой удобренную почву.

Многие казахстанцы приветствовали инициативы о новых областях и новых областных центрах из-за того, что теперь у более 500 тыс. человек появится возможность жить в городах с серьезным статусом. В Казахстане этот фактор имеет большое значение.

Беседовал Даниил Поляков

Источник: https://ia-centr.ru/experts/eduard-poletaev/zhit-po-novomu-zachem-kazakhstanu-novye-oblasti-i-oblastnye-tsentry/