Сергей Владимирович Бирюков, докт. полит. наук, профессор кафедры политических наук и технологий Сибирского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ
Связанный с короновирусом масштабный экономический кризис спровоцировал экономическую рецессию, затронувшую все страны и регионы мира. Дестабилизация мировых рынков (причём не только финансовых), «складывание» общества массового потребления и крушение сферы услуг, по крайней мере, в ее современных формах, усиление государственного протекционизма в экономике и государственного же контроля за публичной и отчасти)частной сферами жизни — не весь перечень происходящих на наших глазах изменений.
Как можно предположить, в существующей ситуации выигрывают страны, сохранившие дееспособное государство, экономический суверенитет, и главное — подкрепленную ресурсами способность проводить самостоятельную промышленную и социальную политику. В то время как проигрывают страны, лишенные реального суверенитета и утратившие способность эффективно управлять социально-экономической сферой. И прежде всего проигрывают страны, имеющие слабые властно-управленческие институты и пребывающие в глубоком, системном политическом кризисе. Крупные, слабо структурированные и не имеющие консенсусной долгосрочной стратегии союзы и объединения оказываются в сложной ситуации — в то время как приобретают экономическое сотрудничество в сфере производящей экономики с соседними странами и регионами (трансграничное сотрудничество). Более выгодными в подобной ситуации являются не долгосрочные инфраструктурные проекты (хотя они и необходимы), и в выигрыше находятся страны, делающие ставку на импортзамещение, а не на экспансию и завоевание новых рынков.
В существующей ситуации ЕАЭС особенно остро ощущает незавершенность формирования своей организационной структуры, дефицит общей стратегии развития, разнородность экономик и социально-экономических возможностей входящих в объединение стран.
Очевидно, что сегодня необходимо отходить от модели ЕАЭС как исключительно «торгового союза», усиливать кооперацию в производственной сфере (которая бы заместила неизбежное сегодня «сжатие» сферы услуг), не допустить стихийного «обвала» основных союзных рынков (капиталов, труда, и др.), стимулировать трансграничную межрегиональную кооперацию (особенно в производственной сфере), сформировать систему переквалификации кадров и ввести дополнительные меры для управления трудовой мобильностью в ситуации кризиса, продумать меры по адаптации к кризису образовательных систем стран ЕАЭС.
Ясно, что нашему экономическому союзу необходимы оперативная антикризисная программа, что является компетенцией Евразийской экономической комиссии, а также новая перспективная стратегия развития, приспособленная к новой складывающейся социально-экономической ситуации.