Бахтиёр Исмаилович Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (Ташкент, Узбекистан)
Смена модели экономического роста
Если определить главное, ключевое направление в реализуемой президентом Ш. Мирзиёевым программе реформ – это обеспечение перехода от импортзамещающей к экспорториентированной модели экономики, с опорой на активную промышленную политику и имеющей свою целью индустриализацию страны и завершение перехода от аграрно-индустриального к индустриальному укладу, начатому на предыдущем этапе постсоветского развития Узбекистана.
Если говорить о сути экономической политики, которая проводилась правительством Узбекистана в переходный период, она может быть охарактеризована как политика импортозамещения с особым упором на развитие собственных производств, на прорывные отрасли, например, автомобилестроение, и на серьезную поддержку отечественных товаропроизводителей. Основными инструментами этой политики были жесткий протекционистский таможенно-тарифный режим с сильными элементами нетаможенного регулирования и валютная политика, основным содержанием которого был завышенный официальный курс национальной валюты по отношению к доллару, что было направлено на поддержку отечественных производителей, имевших доступ к конвертации валюты по официальному курсу. И этот же курс был направлен на снижение импорта товаров народного потребления. В результате были построены десятки предприятий, сформированы новые отрасли с серьезным потенциалом развития. Нынешний этап реформ исходит как раз из того, что есть понимание пределов роста в рамках импортзамещающей модели развития и, основываясь на результатах этой модели, обеспечить переход к новой модели. И из того, что делает правительство страны за последний год, на мой взгляд, наиболее системной является та часть, которая касается вопросов ускорения экспорториентированного развития экономики страны.
Начиная с мер по отказу от системы обязательной продажи части экспортной валютной выручки для предприятий – экспортеров, введения механизма свободной конвертации валюты и последовавшей унификации официального и неофициального курсов валют, в результате которой курс национальной валюты снизился почти на сто процентов (что говорит о том, что эта мера была заточена под интересы именно экспортеров) - все это важнейшие факторы, которые работают на экспортеров, на увеличение экспорта, формирование экспортоориентированной модели отменены экспортные таможенные пошлины на все виды товаров и лицензирование экспорта товаров, за исключением специфических товаров, предусмотренных законодательством.
Внедрение системы предэкспортного финансирования со стороны банков Узбекистана на сумму до $100 миллионов, для киргизских и таджикских импортеров продукции узбекских производителей.
Таким образом, идет системная работа по переводу экономики страны с модели импортозамещения на новую модель экспортно-ориентированного развития.
Кроме вышеперечисленного, можно отметить что, Узбекистан, накопив опыт использования режимов СЭЗ в целях экономического развития на трех проектах СЭЗ (Навои, Джизак и Ангрен), в 2017 г. перешел к широкому использованию этого эффективного экономического инструмента в более широких масштабах. (Сегодня 14 СЭЗ, из них семь фармацевтических).
Новым инструментом стимулирования развития промышленных производств и привлечения инвестиций стало создание малых промышленных зон (МПЗ) на базе неиспользуемых производственных площадей и земельных участков.
Узбекистан на сегодня, накопив определенный опыт создания СЭЗ начал более широко и комплексно использовать потенциал СЭЗ как одного из ключевых инструментов реализации экспорториентированного индустриального развития. Причем на новом этапе спектр решаемых проблем с помощью СЭЗ существенно расширяется — стимулирование развития экономически проблемных регионов, развитие высокотехнологичных экспортоориентированных производств, повышение конкурентоспособности фармацевтической отрасли, формирование механизмов и инструментов инновационного развития.
Внешняя торговля в цифрах – без розовых очков
Немного статистической информации о состоянии внешнеторговых связей Узбекистана и России в последние годы.
В 2017 году товарооборот России с Узбекистаном составил 3 651 797 772 долл. США, увеличившись на 33,96% (925 789 233 долл. США) по сравнению с 2016 годом.
Экспорт России в Узбекистан в 2017 году составил 2 625 390 625 долл. США, увеличившись на 33,61% (660 423 305 долл. США) по сравнению с 2016 годом.
Импорт России из Узбекистана в 2017 году составил 1 026 407 147 долл. США, увеличившись на 34,87% (265 365 928 долл. США) по сравнению с 2016 годом.
Сальдо торгового баланса России с Узбекистаном в 2017 году сложилось положительное в размере 1 598 983 478 долл. США. По сравнению с 2016 годом положительное сальдо увеличилось на 32,81% (395 057 377 долл. США).
Доля Узбекистана во внешнеторговом обороте России в 2017 году составила 0,6253% против 0,5828% в 2016 году. По доле в российском товарообороте в 2017 году Узбекистан занял 35 место (в 2016 году – также 35 место).
Во внешнеторговом обороте Узбекистана РФ занимает второе место (18,1%) после Китая (18,4%)
В 2015 – в первый раз КНР занял первое место в товарообороте (21%). РФ- второе место (18%). В 2016 году та же пропорция.
Главная проблема в российско- узбекской внешней торговле - это недиверсифицированность её структуры. Грубо говоря, как сложилась много лет назад ситуация «текстиль и фрукты в обмен на лес и черный метал», так она во многом и сохраняется.
Экспорт России в Узбекистан
В структуре экспорта России в Узбекистан в 2017 году (и в 2016 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:
- Металлы и изделия из них - 19,30% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 17,98%);
- Древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 17,50% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 17,14%);
- Машины, оборудование и транспортные средства - 15,55% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 14,67%);
- Минеральные продукты - 15,23% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 18,48%);
- Продукция химической промышленности - 12,32% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 13,45%);
- Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 11,61% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 14,47%).
Импорт России из Узбекистана
В структуре импорта России из Узбекистана в 2017 году (и в 2016 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:
- Текстиль и обувь - 53,17% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 61,03%);
- Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 15,22% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 15,01%);
- Продукция химической промышленности - 13,98% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 8,48%);
- Машины, оборудование и транспортные средства - 9,93% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 5,63%);
- Металлы и изделия из них - 4,74% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 4,40%);
- Драгоценные металлы и камни - 2,11% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 4,72%).
Для сравнения –статистика по СибФО
СибФО- Экспорт всего (тыс. долл): 25 934 529,4 Импорт (тыс.долл): 5 884 401,4
СибФО- Узбекистан: Экспорт (тыс.долл): 349 352,9 (1,3% от всего экспорта); Импорт (тыс.долл): 71 796,5 (1,2% от всего импорта)
Экспорт из СибФО в Узбекистан
- Древесина – 138 060,0 (39,5%)
- Топливо минеральное- 95 475,2 (27,3%)
- Черные металлы и изделия из него – 52 208,7 (14,9%)
- Жиры и масла-10 557,0,4
- Мука и злаки – 6 805,9
- Локомотивы, вагоны- 5 516,2
Импорт в СибФО из Узбекистана
- Жемчуг, драгоценные камни- 35 912,9
- Одежда, трикотаж- 17 389,1 (24,2%)
- Овощи и фрукты – 5 869,9 (8,2%)
- Пластмасса -5 845,5 (8,1%)
- Химволокно- 2,597,6
- Хлопок - 2150,8
Эту ситуацию можно и нужно менять. И сейчас появляются для этого новые возможности.
Новые возможности
Перед Россией возникают две основные группы возможностей: 1. Развитие возможностей для внешней торговли, укрепление трансграничной промышленной кооперации; 2. Интеграция в региональные транспортно-транзитные проекты.
1.Модернизация. Узбекистан до 2030 года планирует реализовать 657 проектов в стратегических отраслях экономики на сумму более 40 миллиардов долларов. В этот перечень входят проекты в промышленности, а также направленные на модернизацию транспортной инфраструктуры. Реализация данных проектов позволит довести долю промышленного сектора в структуре ВВП к 2030 году до 40% против 32,9% в 2016 году.
При этом, только в 2017–2020 годах на замену устаревшего оборудования на предприятиях Узбекистана направят 2,9 миллиарда долларов. Средства будут потрачены на закупку почти 23,1 тысячи единиц оборудования. При этом, оборудование, материалы и комплектующие изделия, завозимые в рамках реализации проектов, вошедших в программу, освобождены до 1 января 2021 года от всех таможенных платежей.
Нужны российские технологии и оборудование, для того, чтобы иметь больший выбор партнеров в реализации программ модернизации, уйти от монополии китайского оборудования и технологий.
3. Транспорт, транзит. Сокращение издержек по маршрутам транспортных коридоров в ЦА.
Страны ЦА сейчас на этапе активной реализации транспортно-коммуникационных проектов. Создание на территории стран ЦА международных транспортных коридоров регионального и континентального уровней для превращения в трансконтинентальный мост, обеспечивающий экономическое партнерство Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии.
Развитие меридианных транспортных маршрутов для экспорта российской продукции.
- Расширение возможностей транспортного коридора «Казахстан-Узбекистан-Афганистан», где узбекский участок между Ташкентом и Термезом полностью электрифицирован (февраль 2018);
- Прикаспийский коридор «РФ - РК - Туркменистан - Иран» (2010 г.);
- В 2017 году запущен туркменский участок «Атамырат-Имамназар-Акина» и открыт т.н. «Лазуритовый коридор», соединяющий железной дорогой Афганистан и Туркменистан, что может обеспечить доступ российских товаров к растущим рынкам Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии.
При этом, транспортные проекты в ЦА- (особенно транскавказская магистраль- Европа-Кавказ- ЦА-Китай) – это прямой конкурент для Транссиба и это надо понимать.
3. После 2015 г., когда произошла серьезная девальвация российского рубля, сделало экспорт российского оборудования конкурентоспособным по цене с китайским экспортом. Почти двойное падение рубля по отношению к доллару позволило российским экспортерам более менее на равных конкурировать в ценовом отношении с китайским оборудованием и технологиями.
Новое - выход на прямые связи между регионами. В период подготовки визита президента визиты делегаций, во главе с хокимами Самаркандской, Андижанской, Наманганской областей в Санкт-Петербург, Новосибирскую и Челябинские области – это новый формат взаимодействия. Он обеспечивает прямые контакты регионов, поставки без посредников из Узбекистана той же сельскохозяйственной и текстильной продукции. Как представляется, российские регионы также получают возможность активизации работы в рамках соглашений между регионами.
Важное- Либерализация валютного рынка. Это важнейший этап выстраивания новой модели экономического роста политики экспортно-ориентированного развития, которую невозможно представить без механизма конвертации валюты и унификации курсов валют. Конечно, за этим последовала девальвация национальной валюты сума почти в два раза. Но ослабление сума сработало на поддержку экспорта и экспортеров. При этом доступ к свободной конвертации получили юридические лица, физические лица имеют доступ к частичной конвертации. И этот вариант постепенной эволюционной конвертации это правильный эволюционный путь.
При этом было ожидаемо, что унификация курса приведет к обесцениванию сума. И доходы населения в долларовом исчислении уменьшились в два раза. Несомненно, введение такого курса ударило по импортерам. Импорт ожидаемо подорожал. Но катастрофического сценария удалось пока избежать.
Вывод
Узбекистан в ближне- и среднесрочной перспективе не будет участвовать в интеграционных структурах, сформированных на сегодня на постсоветском пространстве. И здесь прежде всего имеется в виду ЕАЭС.
Но Узбекистан- ключевое государство в ЦА. У него есть интерес в налаживании более глубоких связей со странами ЕАЭС. И одновременно странам ЕАЭС интересен самый крупный рынок в регионе ЦА.
В этих условиях, представляется целесообразным формулирование новых инициатив в этом направлении, интересных и приемлемых как ЕАЭС так и Узбекистану. В частности, одним из вариантов может быть формирование Зоны свободной торговли «ЕАЭС-Узбекистан» Формирование такой ЗСТ может стать серьезным фундаментом для углубления сотрудничества, постепенной гармонизации законодательно-нормативной базы, стандартов и норм ЕАЭС и Узбекистана.
======================================
Доклад на Международной экспертной площадке «Россия и Узбекистан: новые возможности экономического и гуманитарного сотрудничества» (г. Новосибирск, 27 мартя 2018 г.)