Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Экономическое сотрудничество между Узбекистаном и Россией на новом этапе: поиск новых подходов

Бахтиёр Исмаилович Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (Ташкент, Узбекистан)

 

Смена модели экономического роста

Если определить главное, ключевое направление в реализуемой президентом Ш. Мирзиёевым программе реформ – это обеспечение перехода от импортзамещающей к экспорториентированной модели экономики, с опорой на активную промышленную политику и имеющей свою целью индустриализацию страны и  завершение перехода от аграрно-индустриального к индустриальному укладу, начатому на предыдущем этапе постсоветского развития Узбекистана.

Если говорить о сути экономической политики, которая проводилась правительством Узбекистана в переходный период, она может быть охарактеризована как политика импортозамещения с особым упором на развитие собственных производств, на прорывные отрасли, например, автомобилестроение, и на серьезную поддержку отечественных товаропроизводителей. Основными инструментами этой политики были жесткий протекционистский таможенно-тарифный режим с сильными элементами нетаможенного регулирования и валютная политика, основным содержанием которого был завышенный официальный курс национальной валюты по отношению к доллару, что было направлено на поддержку отечественных производителей, имевших доступ к конвертации валюты по официальному курсу. И этот же курс был направлен на снижение импорта товаров народного потребления. В результате были построены десятки предприятий, сформированы новые отрасли с серьезным потенциалом развития. Нынешний этап реформ исходит как раз из того, что есть понимание пределов роста в рамках импортзамещающей модели развития и, основываясь на результатах этой модели, обеспечить переход к новой модели. И из того, что делает правительство страны за последний год, на мой взгляд, наиболее  системной является та часть, которая касается вопросов ускорения экспорториентированного развития экономики страны.

Начиная с мер по отказу от системы обязательной продажи части  экспортной валютной выручки для предприятий – экспортеров, введения механизма свободной конвертации валюты и последовавшей унификации официального и неофициального курсов валют, в результате которой курс национальной валюты  снизился почти на сто процентов (что говорит о том, что эта мера была заточена под интересы именно экспортеров) - все это важнейшие факторы, которые работают на экспортеров, на увеличение экспорта, формирование экспортоориентированной модели отменены экспортные таможенные пошлины на все виды товаров и лицензирование экспорта товаров, за исключением специфических товаров, предусмотренных законодательством.

Внедрение системы  предэкспортного финансирования со стороны банков Узбекистана на сумму до $100 миллионов, для киргизских и таджикских импортеров продукции узбекских производителей.

Таким образом, идет системная работа по переводу экономики страны с модели импортозамещения на новую модель экспортно-ориентированного развития.

Кроме вышеперечисленного, можно отметить что, Узбекистан, накопив опыт использования режимов СЭЗ в целях экономического развития на трех проектах СЭЗ (Навои, Джизак и Ангрен), в 2017 г.  перешел к широкому использованию этого эффективного экономического инструмента в более широких масштабах. (Сегодня 14 СЭЗ, из них семь фармацевтических).

Новым инструментом стимулирования развития промышленных производств и привлечения инвестиций стало создание малых промышленных зон (МПЗ) на базе неиспользуемых производственных площадей и земельных участков.

Узбекистан на сегодня, накопив определенный опыт создания СЭЗ начал более широко и комплексно использовать потенциал СЭЗ как одного из ключевых инструментов реализации экспорториентированного индустриального развития. Причем на новом этапе  спектр решаемых проблем с помощью СЭЗ существенно расширяется — стимулирование развития экономически проблемных регионов, развитие высокотехнологичных экспортоориентированных производств, повышение конкурентоспособности фармацевтической отрасли, формирование механизмов и инструментов инновационного развития.

Внешняя торговля в цифрах – без розовых очков

Немного  статистической информации о состоянии внешнеторговых связей Узбекистана и России в последние годы.

В 2017 году товарооборот России с Узбекистаном составил 3 651 797 772 долл. США, увеличившись на 33,96% (925 789 233 долл. США) по сравнению с 2016 годом.

Экспорт России в Узбекистан в 2017 году составил 2 625 390 625 долл. США, увеличившись на 33,61% (660 423 305 долл. США) по сравнению с 2016 годом.

Импорт России из Узбекистана в 2017 году составил 1 026 407 147 долл. США, увеличившись на 34,87% (265 365 928 долл. США) по сравнению с 2016 годом.

Сальдо торгового баланса России с Узбекистаном в 2017 году сложилось положительное в размере 1 598 983 478 долл. США. По сравнению с 2016 годом положительное сальдо увеличилось на 32,81% (395 057 377 долл. США).

Доля Узбекистана во внешнеторговом обороте России в 2017 году составила 0,6253% против 0,5828% в 2016 году. По доле в российском товарообороте в 2017 году Узбекистан занял 35 место (в 2016 году – также 35 место).

 Во внешнеторговом обороте Узбекистана РФ занимает второе место (18,1%) после Китая  (18,4%)

В 2015 – в первый раз КНР занял первое место в товарообороте (21%). РФ- второе место (18%). В 2016 году та же пропорция.

Главная проблема в российско- узбекской внешней торговле - это недиверсифицированность её структуры. Грубо говоря, как сложилась много лет назад ситуация  «текстиль и фрукты в обмен на лес и черный метал», так она во многом и сохраняется.  

Экспорт России в Узбекистан

В структуре экспорта России в Узбекистан в 2017 году (и в 2016 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

  • Металлы и изделия из них - 19,30% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 17,98%);
  • Древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 17,50% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 17,14%);
  • Машины, оборудование и транспортные средства - 15,55% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 14,67%);
  • Минеральные продукты - 15,23% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 18,48%);
  • Продукция химической промышленности - 12,32% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 13,45%);
  • Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 11,61% от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 году – 14,47%).

Импорт России из Узбекистана

В структуре импорта России из Узбекистана в 2017 году (и в 2016 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

  • Текстиль и обувь - 53,17% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 61,03%);
  • Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 15,22% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 15,01%);
  • Продукция химической промышленности - 13,98% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 8,48%);
  • Машины, оборудование и транспортные средства - 9,93% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 5,63%);
  • Металлы и изделия из них - 4,74% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 4,40%);
  • Драгоценные металлы и камни - 2,11% от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 году – 4,72%).

Для сравнения –статистика по СибФО

СибФО- Экспорт всего (тыс. долл): 25 934 529,4     Импорт (тыс.долл): 5 884 401,4

СибФО- Узбекистан: Экспорт (тыс.долл): 349 352,9 (1,3% от всего экспорта); Импорт (тыс.долл): 71 796,5 (1,2% от всего импорта)

Экспорт из СибФО в Узбекистан

  1. Древесина – 138 060,0 (39,5%)
  2. Топливо минеральное- 95 475,2 (27,3%)
  3. Черные металлы и изделия из него – 52 208,7 (14,9%)
  4. Жиры и масла-10 557,0,4
  5. Мука и злаки – 6 805,9
  6. Локомотивы, вагоны- 5 516,2

Импорт в СибФО из Узбекистана

  1. Жемчуг, драгоценные камни- 35 912,9
  2. Одежда, трикотаж- 17 389,1 (24,2%)
  3. Овощи и фрукты – 5 869,9 (8,2%)
  4. Пластмасса -5 845,5 (8,1%)
  5. Химволокно- 2,597,6
  6. Хлопок - 2150,8

Эту ситуацию можно и нужно менять. И сейчас появляются для этого новые возможности.

Новые возможности

Перед Россией возникают две основные группы возможностей: 1. Развитие возможностей для внешней торговли, укрепление трансграничной промышленной кооперации; 2. Интеграция в региональные транспортно-транзитные проекты.

1.Модернизация. Узбекистан до 2030 года планирует реализовать 657 проектов в стратегических отраслях экономики на сумму более 40 миллиардов долларов. В этот перечень входят проекты в промышленности, а также направленные на модернизацию транспортной инфраструктуры. Реализация данных проектов позволит довести долю промышленного сектора в структуре ВВП к 2030 году до 40% против 32,9% в 2016 году.

При этом, только в 2017–2020 годах на замену устаревшего оборудования на предприятиях Узбекистана направят 2,9 миллиарда долларов. Средства будут потрачены на закупку почти 23,1 тысячи единиц оборудования. При этом, оборудование, материалы и комплектующие изделия, завозимые в рамках реализации проектов, вошедших в программу, освобождены до 1 января 2021 года от всех таможенных платежей.

Нужны российские технологии и оборудование, для того, чтобы иметь больший выбор партнеров в реализации программ модернизации, уйти от монополии китайского оборудования и технологий.

3. Транспорт, транзит. Сокращение издержек по маршрутам  транспортных коридоров в ЦА.

Страны ЦА сейчас на этапе активной реализации транспортно-коммуникационных проектов. Создание на территории стран ЦА международных транспортных коридоров регионального и континентального уровней для превращения в трансконтинентальный мост, обеспечивающий экономическое партнерство Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и  Южной Азии.

Развитие меридианных транспортных маршрутов для экспорта российской продукции.

  • Расширение возможностей транспортного коридора «Казахстан-Узбекистан-Афганистан», где узбекский участок между Ташкентом и Термезом полностью электрифицирован (февраль 2018);
  • Прикаспийский коридор «РФ - РК - Туркменистан - Иран» (2010 г.);
  • В 2017 году запущен туркменский участок «Атамырат-Имамназар-Акина» и открыт т.н. «Лазуритовый коридор», соединяющий железной дорогой Афганистан и Туркменистан, что может  обеспечить доступ российских товаров к растущим рынкам Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии.

При этом, транспортные проекты в ЦА- (особенно транскавказская магистраль- Европа-Кавказ- ЦА-Китай) – это прямой конкурент для Транссиба и это надо понимать.

3. После 2015 г., когда произошла серьезная девальвация российского рубля, сделало экспорт российского оборудования конкурентоспособным по цене с китайским экспортом. Почти двойное падение рубля по отношению к доллару позволило российским экспортерам более менее на равных конкурировать в ценовом отношении с китайским оборудованием и технологиями.

Новое - выход на прямые связи между регионами. В период подготовки визита президента визиты делегаций, во главе с хокимами Самаркандской, Андижанской, Наманганской областей в Санкт-Петербург, Новосибирскую и Челябинские области – это новый формат взаимодействия. Он обеспечивает прямые контакты регионов, поставки без посредников из Узбекистана той же сельскохозяйственной и текстильной продукции. Как представляется, российские регионы также получают возможность активизации работы в рамках соглашений между регионами.

Важное- Либерализация валютного рынка. Это важнейший этап выстраивания новой модели экономического роста политики экспортно-ориентированного развития, которую  невозможно представить без механизма конвертации валюты и унификации курсов валют. Конечно, за этим последовала девальвация национальной валюты сума почти в два раза. Но ослабление сума  сработало на поддержку экспорта и экспортеров. При этом доступ к свободной конвертации получили юридические лица, физические лица имеют доступ к частичной конвертации. И этот вариант постепенной эволюционной конвертации это правильный эволюционный путь.

При этом было ожидаемо, что унификация курса приведет к обесцениванию сума. И доходы населения в долларовом исчислении уменьшились в два раза. Несомненно, введение такого курса ударило по импортерам. Импорт ожидаемо подорожал. Но катастрофического сценария удалось пока избежать.

Вывод

Узбекистан в ближне- и среднесрочной перспективе не будет участвовать в интеграционных структурах, сформированных на сегодня на постсоветском пространстве. И здесь прежде всего имеется в виду ЕАЭС.

 Но Узбекистан- ключевое государство в ЦА. У него есть интерес в налаживании более глубоких связей со странами ЕАЭС. И одновременно странам ЕАЭС интересен самый крупный рынок в регионе ЦА.

В этих условиях, представляется целесообразным формулирование новых инициатив в этом направлении, интересных и приемлемых как ЕАЭС  так и Узбекистану. В частности, одним из вариантов может быть формирование Зоны свободной торговли «ЕАЭС-Узбекистан» Формирование такой ЗСТ может стать серьезным фундаментом для углубления сотрудничества, постепенной гармонизации законодательно-нормативной базы, стандартов и норм ЕАЭС и Узбекистана.

======================================

Доклад на Международной экспертной площадке «Россия и Узбекистан: новые возможности экономического и гуманитарного сотрудничества» (г. Новосибирск, 27 мартя 2018 г.)