Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Формирование внешнеполитических приоритетов Республики Казахстан

Рустем Салимович Курмангужин, доцент Института дипломатии Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, кандидат исторических наук (г. Астана, Казахстан)

Проблемы, связанные с формированием ключевых приоритетов внешней политики Республики Казахстан, достаточно подробно в разные годы были освещены в работах, как профессионалов, так и исследователей, занимающихся проблематикой международных отношений. В первую очередь это труды К. Токаева, который в сложные периоды казахстанской дипломатии возглавлял Министерство иностранных дел. Заслуживают упоминания работы У. Касенова, М. Тажина, Т. Мансурова, Б. Султанова, С. Акимбекова, К. Байзаковой, К. Сыроежкина и многих других.

В целом в казахстанском экспертном сообществе существует большое количество публикаций по отдельным аспектам внешней политики страны. Учитывая, что в ближайшее время Республика Казахстан будет отмечать четверть века своего независимого развития, количество таких публикаций ожидаемо возрастёт, и в них будет дана достойная оценка позитивным казахстанским шагам на международной арене.

В предлагаемых тезисах взгляд на прошедшие исторические события будет представлен в большей степени глазами специалиста, участвовавшего в своё время, как в инициировании, так и реализации внешнеполитических инициатив Республики Казахстан.

Как известно, в целом становление государственности Республики Казахстан, а также выход молодой республики на мировую арену в качестве самостоятельного субъекта современной системы международных отношений происходили в достаточно сложной геополитической ситуации в мире. Оценивая её развитие в тот период (середина 1990-х годов), казахстанские специалисты полагали, что после этапа противостояния наконец-таки появился шанс установить подлинный новый миропорядок, построенный на доверии и сохранении безопасности, развитии диалога, в том числе между развивающимися и развитыми странами.

Стартовой площадкой казахстанского суверенитета стала Алматинская декларация декабря 1991 года. Данный документ закрепил принципы признания административно-территориального разграничения бывшего СССР. Несколько месяцев спустя в марте 1992 года Республика Казахстан была принята в Организацию Объединённых Наций. Таким образом, наша страна получила возможность быть причастной к мировым делам, проблемам международного сообщества, находиться в русле современного развития человечества, иметь доступ к его достижениям, экономическим, социальным, научным и гуманитарным.

Получив трибуну ООН, Казахстан обрел возможность донести до мирового сообщества свои насущные проблемы, открыл для себя перспективы по мобилизации международной поддержки и содействия в строительстве нового демократического государства.

Примечательно, что первая международная инициатива Республики Казахстан прозвучала именно с трибуны 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1992 году. Это было предложение Президента Казахстана Н.А.Назарбаева по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), актуальность которого сохранилась и по сей день. 

Безусловно, мировое сообщество внимательно следило за первыми шагами на международной арене молодой республики. В значительной степени это было связано с тем, наша страна располагала доставшимся в ей «наследство» от бывшего Советского Союза четвертым ядерным потенциалом после Российской Федерации, Соединённых Штатов и Украины. Он составлял 104 МБР SS-18 и 40 стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами воздушного базирования1.

У Запада были опасение, что Казахстан, обладая столь внушительным ядерным потенциалом, мог гипотетически сблизиться с исламским миром. Фактически через два дня после провозглашения государственной независимости в Алматы с визитом прибыл Государственный секретарь США Дж. Бейкер. Хотелось бы напомнить, что в течение 1991 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев трижды встречался с Дж.Бейкером

Помимо пристального внимания со стороны Соединённых Штатов, Казахстан в течение первого месяца со дня провозглашения независимости посетили правительственная делегация Китая, министр иностранных дел и по делам содружества Великобритании и Северной Ирландии Дуглас Хэрд, министр иностранных дел Франции Роллан Дюма, правительственная делегация ФРГ во главе с министром экономики Юргеном Меллеманом. Все визиты, как состоявшиеся, так и не состоявшиеся, преследовали одну цель – установить контакты с новым независимым государством для решения судьбы ядерного потенциала.

В условиях подобного внимания к нашей стране, как со стороны международного сообщества в целом, так и ведущих стран мира, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев принял единственно правильное решение, которое обеспечило молодой республике достойное место в мировом сообществе на последующие долгие годы, а возможно даже десятилетия.

Здесь хотелось бы остановиться на периодически возникающих со стороны различных политиков, в том числе американских, предложениях о возможном присуждении нашему Президенту премии мира. С позиции здравого смысла не совсем понятно, почему казахстанский лидер не достоин этого. Чем, например, наш Президент отличается от действующих лауреатов, память о которых в мировой истории может не сохраниться или сохраниться только в связи с началом очередной войны.

Получилось так, что весь позитив принятого Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым решения получил не он сам. Его получила вся страна. Это материализовалось в масштабных зарубежных инвестициях, столь необходимых для Казахстана в первые годы независимости, а также в необходимой поддержке дальнейшей реализации экономических и политических реформ.

Решение об отказе от ядерного оружия и присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия имело, несомненно, историческое значение не только для нашей страны, но и без преувеличения для всей мировой цивилизации.

Идя на этот шаг, Республика Казахстан укрепила международный авторитет, смогла включиться в развитую инфраструктуру безопасности, мер доверия, существенно упрочила свою безопасность. Трудно представить, что было бы, если бы Казахстан не пошёл на данный шаг. Молодое государство могло восстановить против себя все мировое сообщество, которое не согласилось бы с появлением нового ядерного государства. К сожалению, сейчас большинство аналитиков предпочитает, если не замечать, то по крайней мере делать вид, что не замечает столь ответственный и дальновидный шаг руководства Республики Казахстан, сделанный в непростой период развития страны в начале 1990-х годов.

Следует признать, что зарубежные партнеры с пониманием отнеслись к нашей озабоченности, связанной с надежным обеспечением собственной безопасности в связи с отказом от ядерного статуса.

В результате предпринятых усилий в феврале 1994 года в Вашингтоне была подписана Хартия о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединёнными Штатами2. В документе были отмечены «исторические шаги, которые Казахстан предпринял, став первым государством, ратифицировавшим Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, в качестве одного из правопреемников бывшего СССР и присоединившись к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием». Это, как уже отмечалось выше, стало вкладом нашей страны в международную безопасность и контроль над вооружениями. В указанной Хартии, наряду с подписанной позднее в 1994 году с НАТО Программой «Партнерство во имя мира», были зафиксированы моменты, гарантирующие безопасность Казахстана.

Хотелось бы напомнить, что, следуя принципу сбалансированности во внешней политике, в 1994 году Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев осуществил первый официальный визит в Российскую Федерацию. По его итогам было подписано 22 документа о сотрудничестве в политической, экономической, военной, технической сферах, а также в области науки и культуры. А двумя годами ранее (в 1992 году) стороны заключили первый в истории равноправный Договор о дружбе и сотрудничестве, взаимной помощи, в котором юридически закреплялся принцип взаимного уважения, суверенитета и независимости, территориальной целостности и существующих границ. Этот своевременный шаг фактически заложил прочную основу одного из будущих векторов внешней политики Республики Казахстан.

Возвращаясь к вопросу о безопасности Казахстана, следует напомнить, что в декабре 1994 году на будапештском саммите Организации по безопасности и сотрудничеству Великобритания, США и Россия закрепили всеобъемлющие гарантии безопасности в отношении нашей страны, к которым в начале 1995 года присоединилась и Китайская Народная Республика. В дальнейшем свои гарантии дала также Французская Республика.

Таким образом, суверенитет, независимость, территориальная целостность и нерушимости границ Республики Казахстан, что является безусловным приоритетом нашей страны и сегодня, был гарантирован основными ядерными державами и двумя соседними странами – Россией и Китаем.

Говоря о Китае, необходимо напомнить, что в апреле 1994 года Казахстан с КНР подписали Соглашение о государственной границе, в соответствии с которым в последующие годы проводилась демаркация границы3.

К началу 1995 года были заключены Договоры о дружбе и сотрудничестве со всеми соседями по центрально-азиатскому региону.

Дополняя картину важнейших событий начального периода внешней политики Республики Казахстан, необходимо упомянуть и подписание в 1995 году в Брюсселе Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

Таким образом, за короткий исторический период – три-четыре года – была реализована задача по развитию сотрудничества с ключевыми внешнеполитическим партнерами, был создан надёжный пояс доверия, добрососедства и дружбы по всему периметру наших границ. Как показывают различные события сегодняшнего достаточно сложного периода развития международных отношений, указанные достижения невозможно переоценить.

Этому способствовали чётко сформулированные миролюбивые цели внешнеполитического курса Республики Казахстан и активная деятельность руководства нашей страны. Отсутствие территориальных, политических и иных претензий к соседям, уважение их интересов, искренность намерений, открытость и взаимовыгодность сотрудничества привели к таким результатам, что, пройдя четверть века независимости наша страна без преувеличения может считаться состоявшимся региональным лидером даже на пространстве Содружества Независимых Государств, что подтверждается устойчивостью экономической и политической системы, продолжающимся ростом экономики, сохраняющимися позициями на международном финансовом и инвестиционном рынках.

Однако, несмотря на важность дружественных отношений с соседними государствами, еще в далёкие 1990-е годы мы полагали, что ошибочно и близоруко замыкаться в регионе. Подобная логика поведения не только не соответствовала имеющемуся потенциалу нашей страны, но и могла нанести ущерб национальным интересам государства. Региональное мышление, как показала мировая практика, сужало возможности маневра, ограничивало привлечение иностранных инвестиций, без которых было трудно рассчитывать на эффективное освоение природных богатств Казахстана.

Вот почему на всех переговорах с иностранными государствами, политическими деятелями, представителями международных организаций и деловых кругов Президент Республики Казахстан обсуждал в первую очередь возможность сотрудничества и взаимодействия в реализации необходимых экономических реформ. 

География международных связей молодой республики стала охватывать все континенты. Активизировались связи в арабском мире. Казахстан стал наблюдателем в Организации исламской конференции (нынешняя Организация исламской солидарности).

Суммируя основные итоги внешнеполитической деятельности Республики Казахстан за первые четыре года независимости, можно выделить следующее:

– была сформирована инфраструктура внешнеполитической деятельности,

– создана договорно-правовой база на приоритетных направлениях казахстанской дипломатии,

– сформирован международный имидж Республики Казахстан, как надежного партнера,

– созданы предпосылки успешного интегрирования Казахстан в мирохозяйственные связи.

Несколько подробнее можно было бы остановиться на первом достижении. В 1992 году указами Президента Республики Казахстан были утверждены положения «О министерстве иностранных дел Республики Казахстан», «О Посольстве Республики Казахстан», «Об основных обязанностях Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан». Отдельным Постановлением Кабинета Министров «Вопросы Министерства иностранных дел Республики Казахстан» была установлена численность работников центрального аппарата в количестве 476 человек без аппарата загранучреждений и персонала по обслуживанию. Масштаб задач, стоящих перед молодой республикой, требовал создания профессионального внешнеполитического органа.

В 1995 году Президент Республики Казахстан утвердил первую Концепцию внешней политики, которая положила начало многовекторной и многосторонней дипломатии.

Выступая в начале 1995 года на коллегии МИД, Президент Н.А.Назарбаев определил в качестве первоочередных задач вопросы обеспечения экономического развития страны, активного привлечения иностранного капитала. Необходимость данных шагов объяснялось определёнными веяниями, доминировавшими в тот период в мире. Это был период новых измерений: геополитических, геостратегических и геоэкономических.

Президент Республики Казахстана подчеркивал, что основной тенденцией в экономической сфере стало формирование нового международного экономического порядка. Информационная технология повлекла за собой новые технологические способы производства. Изменилось значение традиционных базовых отраслей промышленности. Сырьевая экономика постепенно уступала место передовым технологиям. Природные ресурсы, определявшие в недалеком прошлом конкурентные позиции страны в мирохозяйственных связях, стали в меньшей степени выполнять эту роль.

Было очевидно, что в число ведущих стран по золотовалютным резервам стали входить государства, не обладающие природными ресурсами (Тайвань, Сингапур и другие), что для многих было откровением.

Беспрецедентно возросло значение научных исследований, управленческих факторов, банковско-кредитной сферы, страхового дела. Наиболее ходовым товаром на мировом рынке становились новые технологии.

Невиданные масштабы приобрела деятельность транснациональных корпораций, которые были самостоятельными участниками международных отношений. Они переходили к операциям глобального масштаба. Изменилась роль государства в мирохозяйственных связях, оно уже не было стало доминирующим. В качестве самостоятельных субъектов международных экономических отношений стали действовать региональные и международные институты, тот же Европейский Союз, Всемирный Банк или Международный валютный фонд.

Для нового международного экономического порядка стал характерен рост прямого инвестирования со стороны транснациональных корпораций.

Этим наша страна стремилась воспользоваться, привлекая инвесторов в нефтегазовый сектор, где с подачи союзного руководства продолжала доминировать американская компания «Шеврон»4.

В политической области обозначилась тенденция к глобализации международных проблем. Окончание «холодной войны» способствовало снижению глобальной напряженности, существенно снизилась угроза ядерной войны. Но это не отменило проблему нераспространения ядерного оружия. К ядерному порогу приблизилось около десятка государств.

Глобальный характер приобрела проблема экологической безопасности. Сформировалось новое информационное пространство, в котором национальные границы выполняют символические функции.

Главной болью человечества стали региональные конфликты. В их природе в основном были национальные и этнические противоречия.

Очевидным стало противоречие между правом нации на самоопределение и принципом территориальной целостности государства.

На первый взгляд может показаться излишним подобное изложение наших представлений о мире середины 1990-х годов. Но, во-первых, это важно для понимания общей логики наших ключевых внешнеполитических инициатив. А во-вторых, большинство наметившихся тогда тенденций со временем переросло в практически неразрешимые проблемы сегодняшнего мира, который, как оказалось позднее, практически не был готов ко всему этому.

В середине 1990-х годов мы в Казахстане полагали, что после распада СССР начала формироваться новая система международных отношений, где главенствующую роль США стремились оспаривать такие страны, как Китай и Россия. А это закладывало возможность возникновения серьезных противоречий. К тому же две из указанных стран являлись ближайшими соседями Казахстана.

Было очевидно, что находясь на обширных территориях между двумя крупными державами, Казахстан имел как преимущества с точки зрения геополитики, так и трудности в плане геоэкономики. 

Конечно, Республика Казахстан получила дополнительные возможности осуществления активной политики, которая вынуждена была сочетать в себе высокую степень маневренности, гибкости при обеспечении своих долгосрочных интересов. В то же время уязвимым местом для нас являлось отсутствие прямого выхода к мировым коммуникациям.

Острая конкуренция на рынке капиталов требовала дальнейшего улучшения инвестиционного климата в Казахстане5. А это, в свою очередь, создавало предпосылки для вовлечения в экономику страны крупных транснациональных корпораций.

В конце 1996 году на встрече с казахстанскими послами Президент Казахстана Н.А.Назарбаев отметил завершение первого этапа политических и экономических реформ. Он подчеркнул роль, которую занимает дипломатическая служба в процессе государственного строительства. «Внешняя политика – это неотъемлемая часть казахстанской государственности». Было подчеркнуто, что многовекторный характер международной политики страны соответствует геополитическому положению Казахстана, его национальным интересам. Внешняя политика, подчеркивал Президент, должна была отражать и обслуживать национальные интересы. Исходя из этого, за пять лет были предприняты действия в отношении целого ряда европейских и азиатских стран, которые представляли практический интерес в плане взаимовыгодного сотрудничества. Должная активность поддерживалась в отношении государств СНГ, где основным партнером оставалась Россия6.

Среди итогов внешнеполитической деятельности Казахстана на начальном этапе независимости, помимо уже сказанного, следует выделить присоединение страны к Хельсинскому процессу, вступление в основные валютно-финансовые организации – Международный валютный фонд, Всемирный Банк, ЕБРР, участие в ОЭСР.

Безусловно, в новых реалиях особое значение стало придаваться экономическому компоненту внешнеполитической деятельности.

Первые годы становления государственного суверенитета Казахстана показали, что нашему государству удалось расставить необходимые приоритеты внешней политике, что было крайне важно для страны, находящейся в достаточно сложной геополитической ситуации. Для понимания логики шагов, предпринятых Республикой Казахстан на международной арене, необходимо помнить какими реалиями жило мировое сообщество в середине 1990-х годов, а также с какими вызовами и противоречиями сегодня столкнулся мир в целом и отдельные страны, в частности.

На этом фоне Республика Казахстан продолжает укрепляться в своём намерении последовательно проводить многовекторную внешнюю политику. Успех нашей страны в сбалансированности, сохранении широкого поля для политико-дипломатического маневрирования, развитии дружественных отношений с государствами, которые представляют практический интерес для Казахстана и взаимно заинтересованы в укреплении сотрудничества с нами.

Подводя определённые итоги 25-летнего развития, можно констатировать, что позиции Казахстана на международной арене существенно укрепились.

На состоявшей в феврале 2016 г. коллегии МИД Президент Республики Казахстана отметил, что «сегодня наша республика имеет дипломатические отношения со 169 государствами мира, за рубежом действуют 60 посольств и дипломатических представительств, охватывающие 94 страны, в Казахстане работают более 50 дипломатических миссий других государств и международных организаций. За плечами нашей дипломатии реализация многих внешнеполитических инициатив глобального измерения …Казахстан стал инициатором целого ряда таких значимых международных объединений, как СНГ, ШОС, СВМДА, ЕАЭС. Кроме того, в нашей республике впервые в этом столетии был проведен саммит ОБСЕ, а также 38-я сессия Совета министров иностранных дел Организации исламской конференции»7. Еще один значимым событием стало состоявшееся в конце 2015 года подписание в Астане Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, которое, как подчеркнул глава МИД Е.Идрисов, «закладывает прочную основу для дальнейшего углубления сотрудничества на всех уровнях как с европейскими институтами, так и со странами Европы, а также станет катализатором дальнейшей политической и экономической модернизации Казахстана»8.

В июне 2016 года Президент Республики Казахстана Н.А.Назарбаев поздравил казахстанцев с избранием нашей страны в непостоянные члены СБ ООН на предстоящие два года: «Это успех не только нашей страны, но и всего субрегиона Центральной Азии, который никогда раньше не был представлен в органе, отвечающем за международный мир и безопасность9.

Все эти успехи, а также установившаяся практика приглашения Казахстана на последние саммиты G-20 можно без сомнения считать достойным итогом двадцатипятилетнего независимого развития Республики Казахстан.

 

--------------------------------------------------------------------------------

1) Pavel Podvig (ed.), Russian Strategic Nuclear Forces (Massachusetts: MIT Press, 2004), pp. 150-167.

2) В настоящее время в структуре валового притока прямых иностранных инвестиций за период с 1993 года на долю Соединённых Штатов приходится более 26 млрд. долл. (из совокупных 195 млрд. долл. США).

3) В целом юридическая база казахстанско-китайских отношений насчитывает 230 договоров и соглашений. В числе основополагающих Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 2002 года и Совместная декларация глав государств РК и КНР о новом этапе отношений всестороннего стратегического партнерства (август 2015 г., Пекин). Об уровне торгово-экономическом взаимодействии свидетельствуют договорённости, достигнутые в ходе государственного визита Президента Н.А.Назарбаева в КНР в 2015 года, по итогам которого был подписан пакет документов на 23 млрд. долл. США.

4) В настоящее время в Казахстане действуют более 425 компаний с участием американского капитала, 141 из них являются совместными предприятиями.

5) О сегодняшних успехах по созданию инвестиционного климата в стране свидетельствуют международные рейтинги. Так, в Глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ Республика Казахстан поднялась с 50 на 42 строку, опережая такие страны, как Италия, Турция, Бразилия, Индия, Венгрия и др.

6) Сегодня Казахстан имеет с Россией более 6 тыс. совместных предприятий. Портфель планируемых проектов достигает 25 млрд. долл., что является хорошим подспорьем в кризисное время санкционных противостояний.

7) Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 3 февраля 2016 г. Расширенное заседание коллегии Министерства иностранных дел под председательством Главы государства. – Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/rasshirennoe-zasedanie-kollegii-ministerstva-inostrannyh-del-pod-predsedatelstvom-glavy-gosudarstva (дата обращения: 15 сентября 2016 г.).

8) «Казахстанская правда», 29 апреля 2016 года.

9) Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 29 июня 2016 г. Обращение Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в связи с избранием Казахстана в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН на 2017-2018 годы. – Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/obrashchenie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nanazarbaeva-v-svyazi-s-izbraniem-kazahstana-v-kachestve-nepostoyannogo-chlena-soveta-bezopasno (дата обращения: 15 сентября 2016 г.).