Дмитрий Леонидович Цыбаков, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Потенциал распространения экстремизма в странах Центральной Азии обусловлен распадом СССР, чей военно-политический статус позволял сдерживать потенциальные территориальные и этноконфессиональные конфликты на евразийском пространстве. Региональная безопасность Евразии продолжает подвергаться воздействию негативных факторов. Серьезным вызовом международной безопасности является перманентная межнациональная, межконфессиональная и межклановая напряженность в большинстве стран Центральной Азии. Однако, для перехода подспудных противоречий в открытую вражду, а затем и в военно-политический конфликт, необходимо одновременное воздействие нескольких факторов.
Доминирующим условием, определяющим уровень экстремизма в Центральной Азии остается геополитический фактор. В обозримой перспективе отсутствуют предпосылки для появления в здесь влиятельного актора международной политики, способного принципиально пресечь развитие радикальных идейных течений – основы экстремизма и терроризма.
Глубинной подоплекой распространения молодежного экстремизма, стало нарастание межклановых и межплеменных противоречий в странах Центральной Азии, сохранивших устои патриархального общества.
Этническое и культурное многообразие, недостаточный уровень легитимности национальных государств, закономерно вызвали опасность распространения эстремизма в центрально-азиатском регионе.
Наиболее интенсивно экстремизм проявляется странах Центральной Азии, где накладываются друг на друга внутренние противоречия и внешнеполитическая напряженность
Уровень региональной безопасности постсоветского пространства, по всей вероятности, будет определяться следующими факторами:
- сохранение в Центральной Азии различных типов авторитарныхрежимов с националистической подоплекой;
- формирование национальной самоидентификации на основе радикальных идеологий и искажения исторических отношений с Россией и другими сопредельными государствами;
- проникновение в регион влиятельных акторов международной политики, экстремистских и террористических организаций, стремящихся реализовать свои военно-политические интересы в Центральной Азии;
Ввиду отмеченных обстоятельств, требуются экстренные меры по корректировке подходов к прогнозированию и реагированию на вызовы и угрозы коллективной безопасности государств-участников Евразийского Союза. Усилия экспертного сообщества должны быть нацелены на формирование приоритетов противодействию распространению экстремизма в Центральной Азии. В первую очередь их необходимо распространить на исследование тех процессов, которые не полной мере систематизированы и обобщены в контексте их влияния на защищенность национальных интересов Евразийского Союза. Политическое руководство, военная организация и экспертное сообщество Российской Федерации готовы и далее выступить гарантом поддержания коллективной безопасности в регионе Центральной Азии.