Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Казахстан-2016: общественный контроль и выборы

29 февраля в Астрахани прошел круглый стол «Парламентские выборы в Казахстане: опыт функционирования механизмов общественного контроля. Взгляд из России». Об итогах обсуждения рассказывает исполнительный директор ИАЦ МГУ Сергей Рекеда.

 

ИАЦ: Тема общественного контроля является одной из самых популярных в последние годы, если брать тематику предвыборный дискуссий на разных диалоговых площадках. Что нового на этот раз отметили российские эксперты, применительно к предстоящим в Казахстане досрочным парламентским выборам?

С. Рекеда: Эта тема действительно часто обсуждается на уровне экспертного сообщества. Но, как мне кажется, на этот раз вопрос не ограничился только лишь проблемой деятельности общественных институтов в плане контроля над выборными процедурами.

Вопрос ставится шире – насколько, в какой мере выборы являются «общественным мероприятием»? В какой степени общество ощущает ответственность за результат голосования? Не получилось ли так, что за время господства политтехнологий как универсального заменителя реальных форм диалога власти и общества, у простых граждан напрочь отбили охоту вникать в суть избирательных процедур?

Скажу сразу, что и в Астрахани, и в Москве, и в Астане на этот счет довелось услышать разные точки зрения. Но и большая часть оценок сводилась к тому, что интерес к политической конкуренции возвращается не только на уровне контроля за прозрачностью и демократичностью процедур, но и на уровне желания людей принимать активное участие в политике, разбираться в программах политических партий, знать «своих кандидатов».

ИАЦ: Эта тенденция может быть связана с кризисными явлениями в экономике, когда падение доходов заставляет граждан пристальнее оценивать ситуацию – а насколько профессиональны те, кто принимает законы, кто «рулит процессом».

С. Рекеда: Тут другая проблема. Запрос, как мне кажется, пошел. Запрос на, грубо говоря, активное участие простых людей в политической жизни, а политические партии и у нас, и в Казахстане перестраиваются медленно. Они существуют в ином «политическом времени» - от выборов до выборов. Большая часть казахстанских партий после очередной электоральной кампании впадают в спячку и практически не ведут какой-либо работы с избирателями, теми людьми, кто отдавал свои голоса за КНПК или «Ауыл» - это, к примеру. У нас ситуация мало чем отличается, тоже самое – есть три-четыре активных политических проекта и десяток «замороженных».

Так вот, прозвучала мысль о том, что такого рода пассивность политических партий и ведет как раз к разочарованию избирателей, им часто не предоставляется возможность реального выбора. Не потому что власти ограничивают этот выбор, а потому что партийная работа оказывается непосильной ношей для целого ряда проектов.

Посмотрим на уровень явки на выборы. Вполне возможно, что те эксперты, кто прогнозирует падение интереса к парламентских выборам, ошибаются.

ИАЦ: И все-таки приобщения общества к формам контроля над электоральным процессом, это ведь тоже выбор активной позиции..

С. Рекеда: Согласен. На круглом столе в Астрахани как раз и отмечалось, что у Казахстана в этом плане есть чему поучиться. Например, работе общественных комиссий, в которые входят популярные в стране общественники. Вот уже не первый цикл эту работу ведет лидер «Гражданского Альянса» Нурлан Еримбетов.

Судя по его оценкам и заявлениям, он прекрасно разбирается в технологиях избирательных кампаний и в тоже время в стране знают, что это человек со своей позицией и мнением. Не очередной свадебный генерал. Т.е. власть и общество ему доверяют, доверяют той команде, которую Еримбетов привлек к работе в общественном совете. Из этой цепочки связей и будет складываться эффективность механизмов общественного контроля на предстоящих парламентских выборах в РК.