Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Механизмы и инструменты укрепления межэтнического согласия в Казахстане

Сергей Иванович Масаулов,  руководитель аналитической службы Политологического центра «Север-Юг»

С момента провозглашения независимости в Казахстане, руководство страны предпринимает значительные и успешные усилия по поддержанию и укреплению состояния межэтнического согласия в обществе. Общей рамкой таких действий можно признать реализацию т.н. реформирования сверху. Это происходит в условиях не ломки, но преображения общественных отношений, а также стабильности курса президента. Об этом можно сказать как об институции в казахстанском обществе, позволяющей преодолеть «устойчивые колебания», столь характерные для других стран Центральной Азии, где имели место межэтнические конфликты в различных формах.

Первая проблема, с которой столкнулось руководство страны в начале 90-х годов, было наличие разнонаправленных векторов развития страны. Фактически в общественном сознании сталкивались 3 образа будущего:

1.Казахстан традиционный, где на первое место выходят национальные обычаи, отношения старших-младших, доиндустриальные общественные структуры с тенденцией в архаику.

2.Казахстан советский, базирующийся на нормах: от производства до распределения и потребления. Олицетворением этого была административная иерархия.

3.Казахстан модернистский и демократический. Здесь попытались выстроить общественное управление на стандартах деятельности и работающих обычных демократических процедурах.

Легко увидеть, что в головах у людей отражались разные представления о стране, что требовало решения управленческой задачи неконфликтного совмещения образов. Но ведь ситуация усложнялась тем, что на первый план стало выходить разделения общества на представителей «титульной» нации с растущим национальным сознанием и представителей других, получается что, «национальных меньшинств». Однако руководство страны не стало мириться с таким положением вещей, и предприняло усилия по формированию законодательной базы в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, задав, тем самым, правила жизни и заложив условия перехода общества на новый уровень развития. В основных чертах этот этап завершился к 2007 году.

Вторая проблема – естественный рост националистических настроений, связанный с изменением социальной структуры общества и появлением городских средних слоёв, развёрнутой системы экспертного и иного обслуживания управления, а также сервисной экономики. Вместе с этим, начиная с 2008-10 гг. начал проявляться фактор выхода в общественную деятельность постсоветского поколения. Основными действиями руководства при решении проблемы стало формирование системы НПА:

1.Закон «Об Ассамблее народов Казахстана». Осуществлена конституционная реформа, наделившая Ассамблею правом избирать депутатов Мажилиса РК.

2.Доктрина национального единства. По своему статусу как управленческого документа, любая доктрина фиксирует общие представления о направлении движения общества и деятельности государства в условиях описанного проблемного поля. Доктрина национального единства в Казахстане, фактически, заложила понимание условий, при которых возможно формирование «казахстанской нации» как политической общности.

3.Дополнения к Закону «Об образовании» (от 19.01.2011).

Корпус принятых основоположений позволил зафиксировать принципы политической нации, где граждане разделяют одну судьбу, имеют равные возможности и участвуют в развитии национального духа. Последнее важно в плане решения вопроса, на чём выстраивать национальную идентичность: на самобытности или на наследии. Самобытность разрывает принцип единой судьбы, и губит «нацию» в языковой и исторической противопоставленности друг другу. Наследие – было важным закрепляющим единство принципом. Однако и здесь пришлось и приходится бороться с интерпретациями т.н. исключающего или, наоборот, включающего наследия. Важно было отстоять принцип включающего наследия всех народов Казахстана, участвующих в строительстве независимости и укреплении суверенитета.

Третья проблема, с которой работает руководство страны на современном этапе – это практическая работа с трудностями складывания единства. И здесь приходится работать как с обыденным конфликтоожидающим сознанием, различающим только поверхностные вещи, так и с различными идеологическими установками национально-либерального толка, ребячески не учитывающими сложности процесса реального управления и капризно навязывающими «немедленное счастье» как «у всех цивилизованных» народов. Национализм этого типа истеричен, не системен, подвержен внешнему влиянию и нуждается в указании на внешнего врага, «мешающего» состояться национальному счастью.

На этом этапе принята Концепция (декабрь 2015 г.) и различные социальные инновации, такие как День благодарения. Через Закон «О политических партиях» проведён принцип деполитизации межэтнических отношений. Через различные НПА проводится принцип взаимодействия институтов гражданского общества, включая этнокультурные объединения. Наконец, и это принципиально, этнические группы не рассматриваются в качестве «меньшинств», но их представители выступают как обладающие всей полнотой прав граждане.

Именно в этот момент на первое место стали выдвигаться вопросы понимания статуса государственного языка и языкового равенства и взаимодействия. Руководство уже заявило свою позицию в виде актуального трёхязычия. И второй вопрос – оценка истории и прописания истории страны в контексте общего исторического процесса, и вписанности в него Казахстана.

Вокруг этих вопросов развёрнута борьба, от исхода которой будет зависеть судьба начинаний казахстанского руководства, и всего проекта независимого Казахстана.