Раймалихон Шабозович Нуриддинов
Заведующий кафедрой международных отношений Таджикского национального университета, докт. полит. наук, профессор (г. Душанбе, Таджикистан)
Прежде всего, хотел бы высказать слова благодарности организаторам данной конференции за приглашение и предоставленную возможность высказать некоторые свои соображения по проблемам и перспективным направлениям деятельности Содружества Независимых Государств.
Республика Таджикистан как один из стратегических партнеров Российской Федерации всегда поддерживает ее инициативы в рамках Содружества Независимых Государств. Считаю, что взаимоотношения между нашими странами в рамках данного интеграционного проекта получились сбалансированными и содержательными. Главное – лидеры обоих государств дают объективную оценку политико-исторической роли содружества.
Содружество Независимых Государств в период масштабных геополитических перемен сыграло свою положительную роль после распада Советского Союза. Это помогло нашим народам сохранить тесные дружеские связи, несмотря на проблемы, которые нам всем хорошо известны.
Несмотря на различные подходы и оценки, положительная роль Содружества Независимых Государств очевидна. Оно способствовало развитию добрососедских отношений между новыми суверенными государствами на принципах доверия, равноправия, учёта интересов друг друга.
Не менее важно, что в позициях как Российской Федерации, так и Республики Таджикистан выражено наше общее стремление к дальнейшему укреплению Содружества, реализации его интеграционного потенциала, углублению многопланового партнёрства между всеми странами-участницами.
Наши страны заинтересованы придавать дополнительный политический импульс проводимой в рамках Содружества Независимых Государств работе по расширению торгового, инвестиционного сотрудничества, взаимодействия в области культуры, образования, науки, спорта.
Важным моментом в деле дальнейшего развития Содружества Независимых Государств является ее адаптация к современным реалиям.
Например, Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил максимально разгрузить повестку саммитов лидеров и делегировать больше полномочий Совету министров иностранных дел, Экономическому совету Содружества Независимых Государств и их профильным комиссиям.
Особое внимание необходимо уделить повышению эффективности деятельности отраслевых органов Содружества Независимых Государств, которые должны, прежде всего, сосредоточиться на разработке и продвижении многосторонних проектов сотрудничества, способных принести реальную практическую отдачу всем участникам Содружества в экономике, социальной сфере и гуманитарной области.
Реализация решения по адаптации потребует серьёзных совместных усилий, слаженной работы всех руководящих структур, прежде всего, исполкома Содружества.
На протяжении всего периода своего существования Содружество Независимых Государств является удобной, а в некотором смысле и единственной площадкой для политического диалога между государствами-участниками.
Содружество Независимых Государств, роль которого значительно глубже и масштабнее, чем это представляется на первый взгляд, несмотря на появление Евразийского экономического союза и ОДКБ, сохраняет свою практическую востребованность по целому ряду важных аспектов.
В этом плане дальнейшее сотрудничество государств в формате Содружества Независимых Государств в немалой степени зависит от политического диалога руководителей стран Содружества, от их конструктивного и заинтересованного подхода к решению актуальных проблем взаимодействия.
Экономические вопросы для отношений в формате Содружества Независимых Государств очень важны, тем более, что продуктивное сотрудничество в сфере политики и безопасности не может происходить в вакууме. Экономическое сотрудничество – та твёрдая почва, на которой можно рассчитывать и прогнозировать долгосрочные формы сотрудничества во всех направлениях, особенно в условиях глобальных финансово-экономических проблем.
Но сейчас более важным представляется необходимость беспощадной совместной борьбы против новых вызовов и угроз – терроризма, экстремизма, неонацизма, ксенофобии и других отвратительных явлений, которые, не менее опасны, чем фашизм. Человечество, может быть, потеряло за послевоенные годы в локальных войнах и конфликтах, вызванных этими явлениями, не меньше жизней, чем в борьбе с нацизмом.
Ко всему этому прибавляется настоятельная необходимость решения острейших проблем, связанных с обеспечением безопасности на южных рубежах Содружества и совместное противостояние вызовам и угрозам, исходящих из Афганистана. Думаю, что резкая активизация деятельности «Талибан», Аль-Каиды в районе внешней границы Содружества Независимых Государств, появление компонентов так называемого Исламского государства, также создают угрозу всему нашему Содружеству, так как среди разномастных подразделений этих, с позволения сказать, движений, замечены граждане многих стран – участниц Содружества Независимых Государств, а их продолжающаяся вербовка на территории многих наших с Вами государств является неоспоримым фактом, чему мы, всем миром, должны противостоять.
Республика Таджикистан, последовательно претворяя в жизнь политику «открытых дверей», считает возможным создание эффективных средств сочетания национальных интересов с международными усилиями, объединения этих усилий в деле адекватного противостояния угрозам и вывозам современного мира.
Такой подход в рамках процессов единой международной жизни даст возможность для создания равных условий, всеохватной системы безопасности и достойного положения для каждой из стран и народов, независимо от их роли, места и влияния в геополитическом раскладе сил.
В то же время перманентный характер развития процесса политической и экономической интеграции стал характерной чертой международных отношений.
Республика Таджикистан заявляет о своей приверженности развитию регионального сотрудничества в рамках существующих международных организаций, которые способствуют решению сугубо национальных задач в условиях столкновения интересов.
В русле созидательного сотрудничества и взаимного доверия мы сможем противостоять глобальным современным вызовам и угрозам в нашем регионе.
Мы уверены, что созидательная региональная интеграция пойдёт во благо государств и народов членов Содружества Независимых Государств.
Если мы обратим свои взоры на юг, то ещё раз убедимся, что установление прочного мира в соседнем Афганистане, спокойствия, безопасности политической, стабильности в этой стране отвечают национальным интересам Таджикистана.
С учётом концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в пространстве Содружества Независимых Государств Республика Таджикистан определила конкретику и выгодные аспекты сотрудничества с государствами - членами, то есть со своими традиционными партнёрами, и будет способствовать развитию и совершенствованию процессов интеграции в пространстве Содружества с целью использования их созидательного потенциала и развития взаимовыгодного сотрудничества.
Республика Таджикистан с первого дня создания Содружества Независимых Государств является его полноправным членом, признает его принципы, основополагающие документы и является активным участником интеграционных процессов.
Во внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан особое значение придается развитию и укреплению двусторонних и многосторонних связей со странами-членами Содружества Независимых Государств. С момента образования Содружества государства-участники создали прочный организационно-правовой фундамент, позволивший за короткий промежуток времени преодолеть системный кризис, повысить темпы экономического роста и увеличить объемы взаимной торговли.
Республикой Таджикистан подписано около 2 тысяч документов, принятых в рамках Содружества Независимых Государств. Всего же их на сегодня насчитывается около 3 тысяч. В числе подписанных более 400 - это решения Совета глав государств, более 1000 - Совета глав правительств, более 200 - Совета министров иностранных дел.
Тем не менее, завершая свое выступление поздравляя всех нас и наши народы с юбилеем Содружества Независимых Государств, хотелось бы выразить надежду, что наше Содружество будет достойным продолжателем замечательных традиций взаимопомощи и взаимовыручки.
-----------------------------------------------
Выступление на Международной экспертной площадке «25 лет СНГ: проблемы и перспективы развития интеграционных проектов на постсоветском пространстве» (Новосибирск, 13 декабря 2016 г.)