Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Опыт Узбекистана по развитию национального экспорта: от запретов к содействию 

Халида Мухсимовна Усманова, консультант и Председатель экспертного совета Ассоциации таможенных брокеров, преподаватель бизнес-дисциплин (Ташкент, Узбекистан)

 

 

 

В Узбекистане внешнеэкономической деятельностью начали заниматься на «излете» Советского Союза. Поставки товаров в другие союзные республики не считались внешнеэкономической деятельностью и регулировались союзным законодательством.

Закон «О внешнеэкономической деятельности» был принят в Узбекистане в июне 1991 года, а 31 августа 1991 года республика объявила о выходе из СССР.

Как в любом новом государстве, нужно было создавать системы во всех отраслях, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности. При этом нужно учесть, что никакой системы и никакого опыта торговли с другими странами в Узбекистане не было.

Так как Первый Президент Узбекистана И.А.Каримов имел большой опыт государственного планирования, изначально организация и управление этой сферы строились на плановой основе.

На первом этапе одной из важнейших задач нового государства стала задача сохранить имеющиеся ресурсы. Объявление Узбекистаном независимости и создание нового государства привело к массовому отъезду граждан, желающих жить в других странах. При этом многие считала необходимым «прихватить» с собой часть государственного имущества. Поэтому первой задачей стала задача сохранить товарно-материальные ценности.

На момент провозглашения независимости в Узбекистане действовало два таможенных поста, занимающиеся, в основном, перемещением товаров физическими лицами. В числе первых государственных актов независимого Узбекистана было решение в переводе таможенных органов в ведение РУз.

25 октября 1991 года Указом Президента на базе таможенных учреждений, действующих в то время на территории республики, был образован Таможенной комитет, который был подчинен Кабинету Министров Республики Узбекистан. Наряду с мерами защиты от несанкционированного экспорта, Указом были определены и тарифные меры в части  дохода в бюджет Республики Узбекистан таможенной пошлины и другие доходы от таможенной деятельности.

Однако, учитывая малочисленность таможенных органов и неготовность к выполнению поставленной задачи, 26 сентября 1991 года Кабинет Министров принял постановление, которым при Министерстве внутренних дел была создана Государственная инспекция по контролю за вывозом товарно-материальных ценностей с численностью более 1000 человек.

Главной задачей Государственной инспекции была защита внутреннего потребительского рынка и недопущение незаконного или необоснованного вывоза за пределы республики сырья, материалов, сельскохозяйственной продукции, материально-технических ценностей и других товаров, перечень которых утверждается решениями Кабинета Министров.

В соответствии с возложенными на них задачами отделения Государственной инспекции фактически выполняли функции таможенных органов, в том числе осуществляли:

- декларирование грузов, вывозимых из республики, и проверку документов, подтверждающих законность их вывоза;

- досмотр автотранспортных средств, подвижного железнодорожного состава, авиа- и речных судов, перевозящих грузы за пределы республики;

- дознание по делам о нарушениях правил транспортировки грузов из республики;

- неотложные действия по обеспечению сохранности и передачи в установленном порядке задержанных грузов соответствующим органам.

Таможенным органам и государственной инспекции было предоставлено право конфискации товаров при их незаконном вывозе. Применение жестких мер остановило несанкционированный вывоз товаров.

Второй этап формирования системы экспорта начался с применения нетарифных мер, в которых ведущая роль была отведена государственным органам.

1. Регистрация участников ВЭД в МВЭС.

Согласно статье 6 Закона «О внешнеэкономической деятельности» (версии 1991 года) субъектами ВЭД в Узбекистане могли быть юридические (независимо от форм собственности) и физические лица, в том числе иностранные, международные организации, действующие на территории республики или за ее пределами и зарегистрированные в Республике Узбекистан в качестве участников внешнеэкономических связей.

Законом определено, что порядок регистрации субъектов ВЭД определяется Правительством Республики Узбекистан. При этом было установлено, что отказ в регистрации должен быть мотивирован конкретными экономическими или иными расчетами и обоснованиями.

Постановлением Кабинета Министров № 538 от 17 ноября 1992 года регистрация участников ВЭД была возложена на вновь созданное Министерство внешнеэкономических связей, которое выполняло эту функцию вплоть до 2000 года. С принятием в 2000 году новой редакции Закона «О ВЭД» требование о регистрации субъектов ВЭД было отменено.

2. Лицензирование экспорта товаров

Для осуществления контроля экспорта была введена система лицензирования на всю номенклатуру экспортируемых товаров. Министерство внешних экономических связей выдавало лицензии на 73 вида товаров государственного значения. На остальные виды товаров лицензии выдавались отраслевыми министерствами и ведомствами.

3. Бартерные поставки

В условиях отсутствия денежных ресурсов стали развиваться товарообменные операции, и бартерная торговля также потребовала к себе внимания и регулирования, так как она стала одной из «головной болей» Правительства. В одном из Указов Президента РУз 1993 года было отмечено:

«Изучение конъюнктуры мирового рынка и анализ действующих бартерных контрактов, зарегистрированных Министерством внешнеэкономических связей Республики Узбекистан, свидетельствует о грубом нарушении стоимостного равенства поставляемых по товарообменным операциям товаров. В большинстве случаев за счет скрытого занижения цен на стратегическую продукцию и сырье - хлопок-волокно, цветные металлы, азотные и фосфатные удобрения, поставляемые из Узбекистана, - в республику по завышенным ценам завозятся ковры, сигареты, спиртные напитки и т.п.

Заинтересованность участников внешнеэкономической деятельности в осуществлении таких бартерных операций также стимулируется их желанием избежать уплаты налогов, порой скрыть часть валютной выручки, получить максимальную прибыль, в том числе нарушая закон, в ущерб интересам экономики Узбекистана, трудового коллектива предприятия и хозяйства.
    Все это приводит к нерациональному использованию экспортных сырьевых ресурсов Узбекистана, резкому ухудшению их ценовой конъюнктуры на внешних рынках, ограничению поступлений валютной выручки в республику и серьезным злоупотреблениям».

В связи с вышеизложенным с 16 июля 1993 года было запрещено заключение контрактов на осуществление экспортно-импортных бартерных операций на безвалютной основе.

Однако, заключение бартерных контрактов продолжалось. В указе Президента от 11 апреля 1995 года отмечалось, что несмотря на принятые решения, под различными предлогами во внешнеэкономической деятельности продолжают осуществляться бартерные операции, по которым имеет место неэквивалентный обмен, не обеспечиваются своевременное и в полном объеме поступление налогов и обязательная продажа части валютной выручки.

В связи с чем был усилен контроль таких сделок. В том числе было установлено, что:

- экспортно-импортные операции по бартеру допускаются только в порядке исключения с разрешения Кабинета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, органов местной власти (хокимиятов) областей и г. Ташкента.

- при осуществлении бартерных операций для целей налогообложения моментом реализации продукции считать дату ее отгрузки.    

- все экспортные контакты, включая бартерные, в том числе зарегистрированные в МВЭС подлежат учету в порядке, устанавливаемом законодательством  в установленном порядке.

- при бартере предусматривает предварительная поставка импорта с последующим экспортом узбекских товаров.

- из стоимости экспорта участник ВЭД должен осуществить обязательную продажу валютной выручки (которой фактически не было).

Указанные меры привели сначала к сокращению, а в последующем полному отказу от бартера. На сегодняшний день такие поставки в Узбекистане почти не применяются.

4. Валютный контроль

Одной из проблем в сфере экспорта стала проблема поступления (а точнее не поступления) оплаты за вывезенные товары.

В апреле 1994 года был прият Указ Президента РУз «О мерах по обеспечению валютного контроля по экспортно-импортным операциям», которым:

- установили запрет на осуществление взаиморасчетов по экспортно-импортным операциям предприятий, организаций и учреждений Республики Узбекистан с иностранными партнерами через счета фирм в зарубежных банках.

- на ЦБ и уполномоченные банки возложили контроль за движением средств в иностранной валюте по экспортно-импортным операциям физических и юридических лиц Республики Узбекистан.

Правительством было утверждено Положение о валютном контроле по экспортно-импортным операциям, согласно которому:

- предприятия Республики Узбекистан могли открыть счет в иностранной валюте только в одном из учреждений уполномоченных банках Узбекистана.  Все средства в иностранной валюте, полученные от хозяйственной деятельности предприятий, подлежат обязательному зачислению на их счета в иностранных валютах в порядке, устанавливаемом Центральным банком Республики Узбекистан;

- контракты на экспорт лицензируемых товаров подлежали регистрации в Министерстве внешних экономических связей;

- введена регистрация контрактов по экспортно-импортным операциям и контроль за их выполнением. И на сегодняшний день все внешнеторговые контракты подлежат мониторингу в органах валютного контроля, уполномоченных банках через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО).

- экспортеры товаров указывают в грузовой таможенной декларации реквизиты и полное наименование уполномоченного банка, через который будут производиться расчеты с иностранными партнерами.

- введена обязательная продажа валютной выручки Центральному банку, которая производится в течение 10 календарных дней от даты поступления валютной выручки. Позже эти сроки были снижены до 5 и трех дней.

- введена ответственность за не исполнение или несвоевременное исполнение данного положения в виде:

лишения статуса участника внешнеэкономических связей;

лишения полученных лицензий на проведение всех операций в иностранной валюте;

применение финансовых санкций и наложение административных штрафов в размерах, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан;

уплаты штрафа в доход республиканского бюджета;

привлечения должностных лиц, совершивших нарушение или не принявших надлежащих мер для соблюдения норм валютного контроля и регулирования, к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

На уполномоченные банки также была введена ответственность за правильное применение форм оплаты по внешнеторговым операциям и своевременный и правильный ввод данных о движении денежных средств в ЕЭИСВО.

Недостатки первоначальной системы валютного контроля компенсировались последующими актами законодательства. Так, Указом Президента  РУз от 24 января 1996 года было установлено требование, что  заключение и исполнение контрактов на поставку продукции (оказание услуг) на экспорт может осуществляться только при наличии гарантий уполномоченных банков, обслуживающих покупателей.

5. Тарифное регулирование

В январе 1992 году Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций» пополнился еще одним налогом - налог на сырьевые ресурсы и продукцию, вывозимые за пределы Республики (так называемый «налог на вывоз»). Данный налог представлял собой форму дополнительного изъятия части чистого дохода, включаемого в цену отдельных видов товаров и взимаемую налоговыми органами с потребителей при реализации на экспорт.

В 1994 году при экспорте ряда товаров были введены таможенные пошлины, которые уплачивали предприятия, объединения и организации всех форм собственности и физические лица, занимающиеся предпринимательской внешнеэкономической деятельностью. Взиманием таможенных пошлин занимались таможенные органы.

При этом сложилась ситуация, что на экспорт товаров применялось два вида таможенных платежей - пошлины на одну категорию экспортируемые товары и налог на вывоз в отношении другой категории товаров.

В 1995 году налог на вывоз объединили с экспортными таможенными пошлинами и передали контроль их уплаты таможенным органам.

Одним из важных нормативных документов для развития экспорта стал Указ Президента РУз от 10 октября 1997 года «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)», которым с 1 ноября 1997 года были отменены экспортные таможенные пошлины на все  виды товаров и лицензирование экспорта товаров (работ, услуг) за исключением специфических.

Но история тарифного регулирования экспорта товаров продолжалась.

С 10 октября 1996 года был введен акцизный налог в размере 50 процентов на вывозимые из республики сложнобытовую технику - холодильники, телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны, микроволновые печи, радиоприемники, пылесосы, миксеры, электробритвы и утюги. При этом акцизный налог не распространялся на продукцию производителей, осуществляющих ее экспорт за свободно конвертируемую валюту и на вывоз физическими лицами до одной единицы товара на одно физическое лицо. В мае 2001 года этот налог был также отменен.

В целях поддержки предприятий с иностранными инвестициями с 1 сентября 1997 года был введен еще один 50-типроцентный акцизный налог на товары, производимых и вывозимые юридическими и физическими лицами, не являющимися официальными дилерами ПИИ. Действие этого налога распространялось на алкогольные и безалкогольные напитки, фруктовые и овощные соки, сигареты, 12 видов строительных материалов, 10 видов сложной бытовой техники. При этом производители, экспортирующие продукцию собственного производства за свободно конвертируемую валюту, были освобождены от уплаты этого акциза. Этот налог был также отменен в мае 2001 года.

В целях развития экспортного потенциала, наряду с жесткими требованиями по организации и осуществлению экспорта, Правительство принимало меры по его стимулированию, которое заключалось, в основном, в облегчении налогового бремени производителей и экспортеров товаров. Так Указом Президента РУз от 20 марта 1996 года с 1 апреля 1996 года:

1. Предприятия-экспортеры были освобождены от уплаты суммы налога на добавленную стоимость за материальные ресурсы, использованные на производство экспортируемых товаров (работ, услуг).

2. Ставка налога на прибыль (доход) предприятий была снижена на:

- 20 процентов - при доле экспорта в общем объеме производимой продукции от 5 до 10 процентов;

- 30 процентов - при доле экспорта в общем объеме производимой продукции от 10 до 20 процентов;

- 40 процентов - при доле экспорта в общем объеме производимой продукции от 20 до 30 процентов;

- 50 процентов - при доле экспорта в общем объеме производимой продукции 30 и более процентов.

3. Выручка в свободно конвертируемой валюте, полученная предприятиями от прироста объемов экспорта товаров (работ, услуг), освобождена от уплаты налога на прибыль (доход).

Указом Президента от 20 марта 1996 года для поддержки предприятий-производителей экспортной продукции банкам было рекомендовано предоставлять специальные беспроцентные займы сроком на три года при наличии необходимых технико-экономических обоснований.

Отдельное внимание уделялось предприятиям с иностранными инвестициями. Так, указом Президента РУз от 26 августа 1997 года с 1 сентября этого года для производственных предприятий с иностранными инвестициями, экспортирующих продукцию собственного производства за свободно конвертируемую валюту, были установлены следующие дополнительные льготы и преференции:

- отменены экспортные таможенные пошлины на продукцию собственного производства;

- предоставлено право экспортировать собственную продукцию без предоплаты и открытия аккредитива, при наличии гарантий уполномоченных банков, обслуживающих покупателей, и соблюдении сроков поступления валютной выручки, предусмотренных действующим законодательством;

- разрешено открывать за рубежом торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламирования производимой продукции с поставкой для них товаров на условиях консигнации;

- отменена регистрация в Министерстве внешних экономических связей экспортных контрактов на поставку продукции собственного производства (кроме экспорта лицензируемых товаров), сохранив действующий порядок их учета в уполномоченных банках и таможенных органах;

- определено, что ПИИ самостоятельно формируют на договорной основе контрактные цены на экспортируемую продукцию собственного производства. При осуществлении экспорта по ценам ниже цен внутреннего рынка налогооблагаемая база для них рассчитывается исходя из фактической цены реализации экспортной продукции.

Еще одной из мер содействия экспорту стало  создание в феврале 1997 года по указу Президента Национальной компании экспортно-импортного страхования "Узбекинвест".

Основные направления деятельности этой компании – это:

- обеспечение страховой защиты национальных экспортеров капитала, технологий, товаров и услуг от политических, коммерческих и предпринимательских рисков на международных рынках;

- предоставление страховых гарантий покрытия экспортных кредитов, выделяемых коммерческими банками-резидентами Республики Узбекистан для финансирования экспорта технологий, товаров и услуг;

- организацию комплексного маркетингового анализа выработку стратегии эффектного продвижения отечественной продукции на международные рынки технологий, товаров и услуг;

- комплексную страховую защиту иностранных инвестиций привлекаемых в приоритетные отрасли экономики Республики Узбекистан.

Для предприятий, экспортирующих товары (работы, услуги) собственного производства за свободно конвертируемую валюту, предусмотрены следующие льготы и преференции:

- предоставлено право экспортировать собственную продукцию без предоплаты и открытия аккредитива, при наличии гарантий уполномоченных банков, обслуживающих покупателей и соблюдения сроков поступления валютной выручки, предусмотренных действующим законодательством;

- при осуществлении экспорта по ценам ниже цен внутреннего рынка налогооблагаемая база для них рассчитывается исходя из фактической цены реализации экспортной продукции;

- если доля экспортируемых товаров составляет 30 и более процентов в общем объеме реализации, то ставка налога на прибыль для них снижена в два раза.

Производственным предприятиям всех форм собственности, экспортирующим продукцию собственного производства, разрешено открывать за рубежом торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламирования производимой продукции с поставкой для них товаров на условиях консигнации.

Указом Президента № УП-2613 от 5 июня 2000 года «О дополнительных мерах по стимулированию производителей экспортной продукции» для предприятий-экспортеров установлены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество в зависимости от доли экспорта товаров, работ, услуг собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации:

при доле экспорта от 15 до 30 процентов - установленные ставки налога на прибыль и налога на имущество снижаются на 30 процентов;

при доле экспорта от 30 и более процентов - установленные ставки налога на прибыль и налога на имущество снижаются на 50 процентов.

Указанная налоговая льгота распространяется  на микрофирмы и малые предприятия при исчислении единого налогового платежа.

Система стимулирования предприятий экспортеров действует и в настоящее время.