Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Пандемия коронавируса — проблемы для экономики, возможности для образования

Сергей Миронович Юн, заведующий кафедрой мировой политики факультета исторических и политических наук национального исследовательского Томского государственного университета

Выступление на международной видо-конференции «Интеграционные процессы в ЕАЭС: акторы, стратегии, повестка»

 

Мы уже сейчас видим, что борьба с распространением коронавируса ударила по интеграционным процессам в рамках Евразийского экономического союза. Нас ждут и более серьёзные последствия в рамках Союза для экономической и социальной сфер, прежде всего, за счёт принимаемых сейчас ограничительных мер.

Выход видится в совместной разработке стратегического антикризисного плана, координации и взаимопомощи в рамках деятельности отдельных стран Союза в рамках этого документа, чтобы не растерять наработанный интеграционный потенциал. Проблема в том, что ЕАЭС сейчас не готов к подобной работе: у руководящих органов нет для этого общего бюджета, а компетенции по борьбе с коронавирусом – главным образом в руках национальных правительств. К счастью, видны попытки как-то наладить взаимодействие в этих чрезвычайных условиях — введен запрет на вывоз ряда товаров медицинского профиля, временно обнуляются таможенные пошлины на ввоз товаров первой необходимости.

Но при этом всём надо чётко понимать, что есть текущая ситуация, а есть среднесрочные перспективы, в том числе последствия для бизнеса. Евразийской экономической комиссией начинают предприниматься в этом направлении некие действия, но пока это всё вторичные шаги. Остаётся надеяться на понимание важности кооперации в рамках ЕАЭС в странах-членах Союза.

И особо стоит сказать об очень важном аспекте общественной жизни стран ЕАЭС, имеющем прямое отношение к средне- и дальнесрочным перспективам — образовании. Пандемия коронавируса заставляет вузы в России и не только в РФ переходить на массовое дистанционное обучение. Если взаимодействие в офлайн-режиме, например, в рамках программ обмена или совместных образовательных программ, было уже давно апробировано и используется в разных странах, то «виртуальный обмен» преподавателями и студентами оставался редкостью. Кризис с коронавирусом даст возможность вузам и государственным структурам стран ЕАЭС усилить взаимодействие в этой сфере, но потребует определенного согласования использования интернет-технологий.

В целом можно сказать, что необходимо развивать механизмы сотрудничества в сфере высшего образования и определять приоритеты работы в данной сфере в соответствии с повесткой ЕАЭС. Но пока в объединении нет единства в этом направлении, существуют разные точки зрения, не все согласны с идеей тесного сотрудничества. Например, в гуманитарной сфере больше чувствуется общая поддержка государственных структур и привлечение специалистов как экспертов; государство и его институты не всегда помогают прямо. Многое зависит от университетов и даже факультетов и кафедр. Мы на примере Томского государственного университета можем сказать, что активно работаем.