Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Постсоветское пространство 25 лет спустя: от дезинтеграции к интеграции

Таисия  Викторовна Мармонтова, доцент  кафедры  регионоведения Евразийского национального университета им.  Л. Н.  Гумилева (г. Астана,  Казахстан)

В декабре 2016 года исполняется 25 лет не только распаду СССР, но и созданию СНГ. Можно по-разному оценивать СНГ, анализировать упущенные возможности и критиковать  неоправдавшиеся ожидания.  Однако  следует  признать  тот  факт,  что   это был единственный многосторонний международный формат, который  объединил постсоветское пространство, причем во всех сферах: политической, экономической, культурно-гуманитарной и военной. СНГ, с одной стороны, обеспечило цивилизованный «развод» советских республик, с другой — противодействовало дезинтеграции, создавая предпосылки для создания других интеграционных объединений постсоветского  пространства, функционирующих сегодня.

Существование  такого  института   как  СНГ позволяет в рабочем режиме оперативно и слаженно решать многие злободневные проблемы, совместно искать ответы на политические, экономические и военные вызовы и угрозы современности.  В рамках  СНГ  сформирован механизм совместного решения интеграционных задач. Это  делается  на  уровне  уставных органов СНГ таких  как Совет глав государств, Совет глав правительств, Экономический совет, Совет министров иностранных дел. Возглавляют эти органы, ежегодно чередуясь, представители одного государства – председателя. К числу важных межгосударственных структур Содружества относятся Межпарламентская ассамблея, Экономический суд, Статистический комитет. Развитию интеграционного сотрудничества способствуют действующие в рамках Содружества органы отраслевого взаимодействия, такие, как Совет по культурному сотрудничеству, Электроэнергетический совет, Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству и ряд других, всего их семьдесят. Данные структуры созданы  с  целью разработки и  продвижения многосторонних проектов практической  направленности в  сфере экономике, социальных и  гуманитарных проектов.

Экономическое развитие стран СНГ, достаточно динамично осуществлявшееся примерно до 2013-2014 года, в последнее время серьезно осложнилось на фоне новых вызовов и угроз как внешнего, так и внутреннего характера. На  это  повлияла  также политическая разбалансированность СНГ, развитие центробежных тенденций.  В настоящее  время между  странами-членами  Содружества практически отсутствуют горизонтальные экономические оси, все линии взаимодействия так или иначе проходят через Россию. Исключение здесь составляют,  разве  что  пары  Белоруссия -Россия, Казахстан-Россия и Казахстан-Кыргызстан.   Отрицательно сказывает,  стремление  внешних  игроков,  оттянуть  некоторые   республики  на   себя.  Это,  можно  вполне  говорить  о  Турции  и  ее стремлении  вовлечь в орбиту своего влияния Азербайджан.

Потенциальную угрозу стабильности СНГ создает стремление США и ведомых ими стран осуществить фрагментацию под своей эгидой мирового торгово-экономического пространства, создать новые торгово-экономические партнерства на основе зон свободной торговли  по периметру СНГ.

Большинство экспертов связывают надежды на экономическую стабилизацию в СНГ с постепенным развитием Евразийского экономического союза, эффективность которого, однако, тормозится нынешним кризисом. Несмотря  на  то, что   Республика  Казахстан  всегда  показывала  себя   ярым  сторонником  евразийского  интеграционного  проекта,  ныне  имеет место  ряд  моментов,  связанных общим   кризисом,  который  негативно  сказался  на  постсоветском пространстве.

Наибольшую долю казахстанского экспорта  со странами ЕАЭС  занимает экспорт  сырьевых  ресурсов, таких  как  минеральные  продукты -  46%, металлы  и  изделия – 23%, продукция  химической  промышленности – 8,7%, машины  и  оборудование  -5,4%.

В  структуре  импорта наибольшую долю занимают машины, оборудование и  транспортные  средства – 32%, продовольственные  товары  и сельскохозяйственное  сырье (кроме текстильного) -  12%, минеральные  продукты -  15%, металлы  и изделия  из  них  - 13%, продукция  химической  промышленности, каучук -  13%, текстиль,  текстильные  изделия  и  обувь – 2,5%. Имеется  риск  в позиционировании  Казахстана  как   сырьевого  придатка   объединения.  Согласно  статистическим  данным  происходит снижение   экспорта,  наряду  с  усиливающимся  его  сырьевым  характером. Экспорт  стран- партнеров   в  Казахстан  наоборот  достигает    рекордных  отметок.

Такие  структуры  как  ОДКБ,  ШОС,  ЕАЭС, отчасти  выросли из  Содружества  и на его  базе. В Евразийский экономический союз,  ОДКБ входят только государства СНГ. Основу  ЕАЭС составили  те государства, которые оказались готовы к более высокой степени экономической интеграции, а в ОДКБ – те, кто счел целесообразным объединить усилия в целях обеспечения общей безопасности. Отношения между СНГ, ОДКБ и ЕАЭС вполне конструктивные.

Для   активизации интеграционных процессов   в  рамках  ЕАЭС  и  недопущения   роста  негативных  тенденций видится   целесообразным разработка  и   активное  развитие между  государствами-членами Союза программ  межотраслевого  сотрудничества.

В настоящее   время одним  из  немаловажных проблемных  вопросов, возникающих  перед  ЕАЭС, становится  растущая конкуренция  внутри  самого  союза.  В  частности,  согласовав   механизмы  применения   специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер  в  торговле  с  третьими  странами,  государства-члены  ЕАЭС,  иногда  начинают  применять  данные  нормы и  в  отношениях  между  собой. Видится   целесообразным создание   внутри  ЕАЭС   многоотраслевых  консорциумов  которые  смогут придать импульс к  развитию  взаимодействия   государств-членов  в  приоритетных  сферах  экономики и  проведения  согласованной  политики. С  учетом относительно  равного уровня  развития  АПК  у  Казахстана,  России,  Беларуси, Кыргызстана  можно  в   качестве пилотного  проекта рассмотреть  возможность  образования   консорциума, который будет  способствовать  формированию  общего  аграрного рынка.

Конструктивно развиваются отношения СНГ и ШОС.  В работе Шанхайской организации сотрудничества в той или иной степени участвуют восемь стран СНГ. 12 апреля 2005 года был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Исполнительным Комитетом СНГ». В документе в качестве приоритетных определены такие области сотрудничества, как безопасность, экономика  и гуманитарная сфера.   Поддерживаются регулярные контакты на уровне руководителей исполнительных структур. Проводятся консультации на уровне экспертов Секретариата ШОС и ИК СНГ по различным аспектам взаимодействия в области экономического, культурно-гуманитарного и информационного сотрудничества в рамках ШОС и СНГ, а также по вопросам противодействия современным вызовам и угрозам. Исполнительным комитетом РАТС ШОС налажены рабочие контакты с Антитеррористическим центром и Советом командующих пограничными войсками государств-участников СНГ.

В  заявлениях  руководителей стран в рамках СНГ и ОДКБ «красной нитью» проходит мысль о том, что конфликты надо решать мирным путем, а вмешательство во внутренние дела стран недопустимы. В настоящее время ОДКБ стоит перед выбором пути дальнейшего развития. В   краткосрочной перспективе станет понятно, по какому сценарию будет воплощаться дальнейшая эволюция организации и соответственно – концепция обеспечения безопасности на пространстве Евразии.   ОДКБ представляет организацию, эволюционирующую от военного-политического блока к многофункциональной организации безопасности. В рамках ШОС, кроме измерения безопасности, гораздо  более   активно  и  эффективно развивается экономическое сотрудничество.

В нынешнем году началась реализация третьего этапа стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. Согласно  данной  стратегии работа органов отраслевого сотрудничества будет направлена на дальнейшее развитие торгово-экономических отношений, развитие рынков услуг и труда, взаимодействие в валютно-финансовой сфере. Большое внимание будет уделено повышению эффективности использования материальных и природных ресурсов и энергосбережению, а также развитию транспорта, энергетики, промышленности, агропромышленного комплекса.

 С учетом возникновения ЕАЭС, работа внутри Содружества будет видоизменяться.  Не  исключено, что функции экономического блока в большей  степени будут решаться на площадке ЕАЭС.  Однако СНГ – это хорошая возможность для диалога постсоветских стран в гуманитарном и  культурном разрезе.

Анализируя  отношения  стран -участников  Содружества  можно  говорить  о  наличии  трех  группировок.  Первая – это,  так,  страны -участники  которой  составили  ЕАЭС.  Своими  действиями  данные и страны  продемонстрировали  желание  более высокого  уровня  интеграции.  Вторая   группа   стран -  Азербайджан,  Таджикистан,  Узбекистан -  это те  республики,  которые  не  видят  своего  будущего  в  рамках  ЕАЭС,  однако  проявляют  определенный  интерес   к   экономической  интеграции. И третий уровень – это Украина, Молдова и Грузия (вышла  из  СНГ), которые не  видят  своего  будущего  в  рамках  СНГ,  и  дело  выхода  их из  СНГ   скорее   всего  вопрос  времени.

Для повышения эффективности СНГ важно расширять сферы взаимодействия его участников за счет культурно-образовательного и информационного, научно-технического и экологического сотрудничества.

Наиболее  результативным  является  развитие   именно   гуманитарной  составляющей  интеграции. 2016 год объявлен в СНГ Годом образования. Одна из приоритетных задач в этой сфере – создание общего образовательного пространства. Взаимодействие в гуманитарной сфере – одно из приоритетных направлений внешней политики государств СНГ. В Содружестве успешно действует ряд органов отраслевого сотрудничества гуманитарной направленности. Это Совет по гуманитарному сотрудничеству, советы по сотрудничеству в области образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и туризма, по делам молодежи и другие.

Коллективные усилия по налаживанию диалога в гуманитарной сфере приобретают особое значение. Возрастает потенциал такого диалога как эффективного инструмента сглаживания разногласий между государствами. Большое значение при этом имеют межгосударственные гуманитарные акции, в том числе международные форумы, фестивали, съезды, конференции. В последние годы в Содружестве Независимых Государств стали традиционными такие важнейшие мероприятия, как Форум творческой и научной интеллигенции, Съезд учителей и работников образования, научный форум «Ломоносов», форумы «Диалог культур», «Дружба без границ».

С 1999 года практикуется объявление тематических гуманитарных годов. Принято решение об объявлении 2017 года Годом семьи и 2018 года – Годом культуры. При поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ гражданам стран СНГ вручаются премии «Звезды Содружества» и «Содружество дебютов» за крупные достижения в сфере межкультурного диалога и соответствующей области гуманитарного сотрудничества, способствующие сближению народов стран СНГ.

Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  СНГ сегодня   выполняет   функции  некого-рода  рамочной  структуры.  Интеграция   на  постсоветском  пространстве  в  реалиях  сегодняшнего дня  развивается  по  разным  формам  и  направлениям.  Однако историческое  прошлое,  общее  культурное  единство  помогает  членам  Содружества    -  взаимодействовать  в  широком   спектре  направлений.

-------------------------------------------------------------

Выступление на  Международной экспертной площадке «25 лет СНГ: проблемы и перспективы развития интеграционных проектов на постсоветском пространстве» (Новосибирск, 13 декабря 2016 г.)