Сергей Масаулов, директор Центра перспективных исследований (Кыргызстан)
В среде кыргызской интеллигенции стали высказываться мнения о значительной помощи, которую оказывают стране её партнёры, как на Западе, так и на Востоке. Высказано, например, и такое мнение: «Российские политики не хотят понимать, что за почти четверть века, когда Россия фактически отсутствовала здесь, Турция вкладывала миллиарды, строила университеты, открывала школы и лицеи, запускала заводы и цеха. То же самое произошло с Китаем, который сегодня самый важный стратегический инвестор во всей Центральной Азии и с этим фактом невозможно не считаться». Так говорит бывший госсекретарь при первом президенте Кыргызстана, а ныне профессор турецкого университета в Бишкеке Осмонакун Ибраимов. Казалось бы, сказал, ну есть такое мнение, и всё. Но дело в том, что подобные россказни о «миллиардах» турецких и американских в помощь Киргизии весьма распространены, например, в социальных сетях.
К тому же широко известны оценки американской помощи Кыргызстану. С момента обретения независимости Кыргызстана в 1991 году США оказали стране помощь в размере около 2 млрд. долларов «для поддержки и укрепления демократических преобразований».
Между тем за годы независимости Кыргызстана именно Россия оказала самую масштабную и комплексную поддержку становлению суверенитета Кыргызской Республики. Это выражалось в прямой финансовой поддержке бюджета, в гуманитарной помощи и других формах взаимодействия. И об этом говорят, прежде всего, учёные, изучающие реальную ситуацию.
Примеры экономического сотрудничества
В 2009 году Москва предоставила Бишкеку кредит в 300 млн. долларов, а 2012 году Россия заключила договоренность о поэтапном списании 489 млн. долларов долга Киргизии перед РФ. Кредит 2009 года дан Бишкеку на сверхльготных условиях - под 0,75 % годовых сроком на 40 лет и с отсрочкой выплаты на 7 лет.
При этом в 2009 году также был реструктурирован долг Кыргызстана перед РФ на сумму в 193,5 млн. долларов: 95 % задолженности списано, а остальные 5% погашены акциями ОАО «Дастан» и зданием торгового представительства России в республике.
В 1995 - 2009 годах товарооборот двух стран вырос более чем в 6 раз: с 206 млн. долларов до 1,283 млн. долларов. В кыргызских поставках в РФ преобладают одежда, хлопок-сырец, овощи и фрукты, электрическое оборудование.
При этом в 2000 - 2010 годы структура продовольственного экспорта Кыргызстана в РФ претерпела заметные изменения. Резко сократились поставки в Россию табака (с 29,6 до 13,2 млн. долларов), зато увеличились поставки овощей (с 5,9 до 50,0 млн. долларов), фруктов (с 16,4 до 95,8 млн. долларов.). Из России в центрально-азиатскую республику поступают лесоматериалы, нефтепродукты, машины и оборудование, химические товары. Также в 2000 - 2010 годах резко выросли поставки российских жиров и растительных масел (с 1,1 до 25,7 млн. долларов).
Перед тем как обратиться к цифрам и фактам, обозначим главные проблемы страны. Целью этого является определение критериев содействия развитию страны. Причём под развитием мы будем понимать целенаправленное, необратимое и качественное изменение систем страны, которое никак не согласуется с т.н. «устойчивым развитием» - концептом внутренне противоречивым, являющимся интеллектуально навязанным продуктом, лишающим разумного деятеля понимания самого «развития» как такового.
Проблемы страны
Кыргызстан – есть т.н. «химера» (Л.Н. Гумилёв), состоящая из 5 известных типов устройств:
- Общество коммунального типа
- Деление на своих – чужих.
- Свои – родственные отношения/совместная деятельность.
- Старшие – младшие. Критерий оценки «правильности» поведения – обычай.
- «Советская» система
- Общество организуется нормами.
- Решается задача - приспособить народ под систему управления.
- Приспособить группы интересов (и шире – народ) под управленческие структуры.
- Западная, или «демократическая», система
- В управлении делается попытка учета групп легитимных интересов.
- Система управления усложняется до возможности работать с интересами.
- В основание деятельности системы управления кладутся стандарты.
- Информационное, или «сетевое» общество
В основном, молодежь Бишкека, ориентированная на социальные сети, кибер-бизнес и т.п.
- «Исламизированные» общины
- Джамааты Хизб-ут-Тахрира на юге и в Иссык-Кульской обл.
- Отрицание национального государственного управления.
- Внедрение исламских принципов финансирования.
Как к этому относиться?
- Есть группы, которые ставят задачу сведения многообразия Кыргызстана к одному из типов устройства страны: либо к традиционному обществу, и тогда растет кыргызский этнический национализм; либо к «демократическому» обществу, и тогда проводится проамериканская линия рядом НПО; либо к «советскому» обществу, и тогда делается упор на «чиновно-номенклатурные» реформы госаппарата.
- Есть группы, работающие на ликвидацию суверенитета Кыргызстана. Обычно это исламистские группировки.
- Однако многообразие устройства может стать ресурсом страны. Но для этого необходима поддержка извне национального проекта опоры на многообразие.
- Из всех вариантов поддержки и содействия развитию Кыргызстана, только российский вариант учитывает всё многообразие страны, не вырывает одно из т.н. устройств как приоритет действий, и не противопоставляет устройства друг другу.
- Сохраняющаяся проблема развития Кыргызстана заключается в слабом умении самого «проекта Кыргызстан» использовать получаемые ресурсы для собственного развития.
Содействие странам Центральной Азии
Что бы там ни говорили, но надо признать: российское влияние в регионе обусловлено тремя факторами: а) географической близостью; б) опытом совместного проживания в едином государстве; в) сохранившимся в самые трудные годы, и развивающимся сегодня взаимодействии. Хотя именно третий фактор некоторыми подвергается сомнению.
Но как быть с фактами? В 2014 году на территорию России въехало 6,4 млн. граждан из Центральной Азии, причём большинство из них получило работу. Даже нашим профессорам известно, что около 100 тыс. человек – выпускников школ и ВУЗов – выходят ежегодно на рынок труда. А сколько рабочих мест может обеспечить кыргызская экономика: 50%, 40%. О денежных переводах трудовых мигрантов из России, и значении этого фактора ля выживания страны поговорим ниже. Но даже в условиях кризиса и экономических трудностей в России, в 2014 году денежные переводы обеспечивали 49% ВВП Таджикистана, 31,5% ВВП - Кыргызстана и 11,7% ВВП Узбекистана.
Россия занимает позиции крупнейшего инвестора в регионе, инвестируя не только в проекты в сфере экономики стран, но и в социальную сферу, в образование и человеческое развитие. Не следует забывать о базовом характере деятельности России в сфере обеспечения безопасности региона.
Но дело даже не в сравнении, кто больше или меньше помогает Центральной Азии. Дело в качестве этой помощи, в содействии развитию стран региона. Особенно наглядно это на примере действий в условиях развернувшегося в 2008 году мирового кризиса.
Только с 2008 г. по октябрь 2015 года Россия оказала содействие странам Центральной Азии в объёме 5,6 млрд. долларов США.
Безвозмездная финансовая помощь странам Центральной Азии включала в себя:
- более 3,5 млрд. долларов на двусторонней основе;
- свыше 570 млн. долларов по линии ООН;
- более 1,3 млрд. долларов по линии Всемирного Банка и других структур (ОБСЕ и т.д.), а также ЕАЭС, включая часть реализованного в ЦА взноса России в Антикризисный фонд ЕврАзЭС в размере свыше 592,3 млн. долларов.
В частности:
- выделено около 352 млн. долларов для подготовки военных и гражданских специалистов для стран ЦА в ВУЗах России;
- переданы десятки тонн имущества и транспортных средств;
- производится списание внешней задолженности перед Россией;
- осуществляется поддержка экономик ряда государств региона путем беспошлинной поставки нефтепродуктов;
- поставлены сотни тыс. тонн продовольствия и семян более чем 100 тыс. домохозяйств.
А ведь ещё нужно учитывать:
- переводы трудящихся мигрантов из России в страны ЦА только за 2013 – первое полугодие 2015 г. составили свыше 41 млрд. долларов;
- накопленные и запланированные российские инвестиции в государствах ЦА составляют более 18 млрд. долларов.
Попробуем посмотреть место Кыргызстана в структуре всей многообразной помощи и содействия развитию стран региона.
- На двусторонней основе
Во-первых, в процессе списания находится долг Кыргызстана перед Россией в размере 488,9 млн. долларов.
Во-вторых, весьма важным стало направление в виде поддержки Россией государственного бюджета Кыргызской Республики:
- 2009 г. – выделен грант в 150 млн. долларов в качестве безвозмездной финансовой помощи. К тому же 300 млн. долларов выделено в качестве кредита на условиях, сопоставимых с условиями официальной помощи развитию.
- 2010 г. – мы, конечно, помним, какое это было тяжёлое время для Кыргызстана - 20 млн. долларов в виде гранта на покрытие дефицита государственного бюджета Кыргызстана. В этом же году в качестве безвозмездной финансовой помощи выделены 10 млн. долларов.
- 2012 г. – Кыргызстан получил грант на поддержку государственного бюджета в размере 25 млн. долларов.
- 2013 г. – 50 млн. долларов безвозмездная финансовая помощь России на поддержку бюджета Кыргызстана.
- 2014 г. – 60 млн. долларов безвозмездной финансовой помощи на поддержку бюджета.
- 2015 г. – уже свирепствует кризис, но безвозмездная финансовая помощь России на поддержку бюджета Киргизии составила 30 млн. долларов.
- В марте 2016 г. получено ещё 30 млн. долларов.
Кроме того, создан Российско-Кыргызский Фонд развития в форме международной организации с уставным капиталом в размере 500 млн. долларов и заёмными средствами не менее чем 500 млн. долларов. Предоставлены кредиты двум кыргызским банкам на сумму около 9 млн. долларов каждому. Финансируется проект по расширению и модернизации птицефабрики ОсОО «Брид» на общую сумму 9,4 млн. долларов.
В-третьих, важнейшим направлением поддержания социально-экономической стабильности в стране остаются денежные переводы трудовых мигрантов. Это сохраняется многие годы, но характерно, что даже в условиях кризиса сохраняется высокая доля денежных переводов в структуре ВВП стран Центральной Азии:
- В 2013 г. объём переведённых средств в страны Центральной Азии составил 13,34 млрд. долларов. Из них, на долю Кыргызстана пришлось 2,2 млрд. долларов, что составило 31% к ВВП страны. Для сравнения: в Казахстан переведено 328 млн. долларов; в Таджикистан - 4,155 млрд.долларов (48% к ВВП страны); в Туркмению - 27 млн. долларов; в Узбекистан - 6,633 млрд.долларов (12,28% к ВВП страны).
- В 2014 г. объём переведённых средств составил 12,177 млрд. долларов. Из них на долю Кыргызстана пришлось 2,062 млрд. долларов; Казахстан – 577 млн. долларов; Таджикистан – 3,854 млрд. долларов; Туркменистан – 31 млн. долларов; Узбекистан – 5,653 млрд. долларов.
- Личные денежные переводы из России в Кыргызстан (данные Центробанка России) составили: в 2013 г. – 2,113 млрд. долларов; в 2014 г. – 2,062 млрд. долларов, за первое полугодие 2015 г. – 600 млн. долларов. По данным Национального банка Кыргызской Республики в 2013 г. – 2,22 млрд. долларов, в 2014 г. – 2,19 млрд. долларов, а за 8 месяцев 2015 г. – 1,03 млрд. долларов (сокращение на 28,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
- За первый квартал 2015 г. (по данным Центробанка России) трансграничные переводы, осуществленные через системы денежных переводов из России в Кыргызстан составили 230 млн. долларов, во втором квартале сумма составила уже 325 млн. долларов.
В-четвёртых, суммарные выпадающие доходы Федерального бюджета России за 2010-2014 гг. в результате поставок в Кыргызстан нефтепродуктов на беспошлинной основе составили более 1,8 млрд. долларов:
- в 2010 г. – 3,6 млн.,
- в 2011 г.- 335 млн.,
- в 2012 г. - 494 млн.,
- в 2013 г. - около
- в 2014 г. – около 450 млн. долларов.
В-пятых, уровень накопленных российских инвестиций в экономику центрально-азиатских стран достиг порядка 17,4 млрд. долларов: Казахстан – более 6,7 млрд.; Кыргызстан – более 62,29 млн. долларов (без учёта инвестиций в проекты Камбаратинской ГЭС-1 от 2,5 до 4,2 млрд. долларов и Верхне-Нарынского каскада ГЭС порядка 450 млн. долл. США, поскольку проекты на данный момент денонсированы Кыргызстаном); Таджикистан – более 1,6 млрд.; Туркменистан – более 173 млн.; Узбекистан – более 5,9 млрд. долларов. В том числе, 47% инвестиций пошло в ТЭК, 22% - в цветную металлургию, 15% - телекоммуникации.
Бросается в глаза худший показатель у Кыргызстана, даже в сравнении с Туркменией. Что это – худшие условия для инвесторов, или стремление кыргызского руководства только к крупным государственным инвестициям? Так или иначе, в условиях экономического кризиса и очевидных трудностей, денонсация больших энергетических проектов поставила Кыргызстан на последнее место по инвестициям из России в Центральной Азии. Из 6600 российских и совместных предприятий в странах Центральной Азии, львиная доля приходится на Казахстан – 5520, и Узбекистан – 944; на долю Кыргызстана – только 193. Хотя здесь надо учитывать инвестиции «Газпрома», которые должны составить 100 млрд. руб. до 2030 г., в т.ч. 35 млрд. руб. в 2015-2017 гг., что несколько меняет положение.
Сюда же следует отнести оказание содействия Кыргызской Республике в реализации «дорожной карты» по присоединению к Таможенному союзу на общую сумму 200 млн. долларов в 2014-2015 гг.; в 2015-2016 гг. – до 129 млн. долларов.
В 2013 г. в Кыргызстан поставлены автомобили, микроавтобусы и вертолет на общую сумму 145,3 млн. рублей (в рамках помощи в проведении саммита ШОС в Бишкеке).
На формирование уставного капитала Российско-Кыргызского Фонда развития перечислено 350 млн. долларов. Еще 100 млн. долларов перечислено в 2015 г. В этом же году оказана финансовая помощь Кыргызстану за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере до 30 млн. долларов.
Обучение граждан государств ЦА в России за 5 лет обошлось российскому бюджету в более чем в 295 млн. долларов (расходы на одного иностранного слушателя в год составляют от 10 до 25 тыс. долларов).
В-шестых, за период 2008 г. по 2015 г. объём помощи в сфере здравоохранения составил более 7 млн. долларов. В 2008-2009 гг. – около 1 млн. долларов. В 2011 г. – 64 тыс. долл. направлено на обеспечение техническими средствами реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями (150 кресел-колясок различных конструкций, а также 180 инвалидных колясок для детей - от имени президентов России и США). В 2013 г. – 4,8 млн. долларов, в 2014 г. – 200 тыс. долларов, в 2015 г. – 813 тыс. долларов (на цели материально-технической поддержки лабораторий по диагностике инфекционных болезней), 140 тыс. долларов (на закупку 6 карет скорой помощи и мобильной станции для флюорографии в порядке гуманитарной поддержки жителей г. Бишкек).
В-седьмых, важным направлением содействия Кыргызстану стала продовольственная помощь. В 2010 г. поставлено 1,5 тыс. тонн семян озимой пшеницы на сумму 754 тыс. долларов. В 2011 г. поставлена 1 тыс. тонн семян ярового ячменя российского происхождения на сумму до 960 тыс. долларов. В 2012 г. поставлено 20 тыс. тонн семян на сумму
3,8 млн. долларов. В 2013 г. поставлено 15 тыс. тонн продовольственной пшеницы на сумму 2,94 млн. долларов.
Особое направление содействия представляет собой безопасность и миростроительство. В 2011-2012 гг. Погранслужбой ФСБ России было передано имущество для нужд пограничных войск Кыргызстана на общую сумму около 30 млн. долларов.
В 2011 г. Россия выделила 1,8 млн. долларов на строительство нового здания Государственной службы Кыргызской Республики по контролю за наркотиками (ГСКН КР), а также выделено 3,4 млн. долларов на оказание финансовой помощи деятельности ГСКН. В 2013 г. выделено ещё 4,6 млн. долларов на материально-техническое содействие ГСКН КР. В 2014-2016 гг. уже осуществлено и планируется финансирование в объёме 7,2 млн. долларов на мероприятия по оказанию помощи ГСКН КР.
В 2012 г. ФТС России передало в дар Таможенной службе Кыргызстана 57 автомобилей повышенной проходимости на общую сумму 2,85 млн. долларов.
- Чрезвычайная гуманитарная помощь
Постоянно оказывается гуманитарная помощь странам Центральной Азии. Сложная ситуация в Кыргызстане потребовала особого внимания с 2010 года.
В 2010 г. – по линии МЧС России для ликвидации последствий межэтнического конфликта в Кыргызстан поставлено около 3 тыс. тонн гуманитарных грузов (продовольствие, одежда, палатки, предметы первой необходимости, медикаменты, медицинское оборудование), 37 единиц автомобильной техники, 20 тыс. тонн дизельного топлива, 2,5 тыс. тонн семян зерновых культур. Общий размер помощи - более 11,5 млн. долларов. В Узбекистан поставлено 120 тонн гуманитарной помощи для беженцев из Кыргызстана. Общий размер помощи - более 3 млн. долларов.
- Официальная помощь развитию
В программу развития ООН (ПРООН) в 2008-2010 гг. единовременный целевой взнос России составил 2,5 млн. долларов. Кроме того, на программу экономического восстановления в 2010 г. Россия выделила Кыргызстану ещё 1 млн. долларов. Россия участвует в финансировании проекта «Комплексное развитие Нарынской области» (2013-2015 гг.), выделив 1 млн. долларов, а также закупив швейное и поварское оборудование, методическую литературу. Идёт работа по проектам социально-экономического развития Кыргызстана:
- по сокращению бедности- 0,477 млн. долларов США;
- бедность и окружающая среда – 0,9 млн. долл.
- улучшение энергоэффективности в зданиях– 0,9 млн. долл.
- управление полихлорированными дифенилами – 1,065 млн. долл.
- развитие малых ГЭС – 1,61 млн. долл.
- управление климатическими рисками – 0,6 млн. долл.
- охрана окружающей среды для устойчивого развития – 0,45 млн. долл.
- консолидация и расширение программы ДОТС посредством обеспечения доступа к диагностике и лечению лекарственно-устойчивых форм туберкулеза – 19,51 млн. долл.
- прекращение передачи малярии на местном уровне и переход к её искоренению – 1,17 млн. долл.
- Поддержка правительства в ответе на ВИЧ – 0,132 млн. долл.
Кроме того, в 2015-2017 гг. вносится за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета добровольный целевой взнос РФ в размере до 6 млн. долларов. Взнос идёт в фонд Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций на финансирование расходов, связанных с реализацией проектов по оказанию технической помощи. Она оказывается правительствам Армении, Кыргызстана и Таджикистана в обеспечении продовольственной безопасности и питания, а также устойчивого развития сельского хозяйства, в т.ч. до 2 млн. долларов в 2015 г., до 2 млн. долларов в 2016 г., до 2 млн. долларов в 2017 г.
Миллионы долларов с 2008 г. внесены Россией через Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и ЮНИСЕФ на проекты в Кыргызстане.
Ежегодная значительная помощь Кыргызстану оказывается в рамках Всемирной продовольственной программы:
- в 2010-2011 гг. по 5 млн. долл. выделено Кыргызстану в рамках ежегодного донорского взноса на продовольственную помощь;
- в 2012 г. в рамках ежегодного донорского взноса выделено Кыргызстану пшеничной муки на 4 млн. долл. Также в этом году выделен единовременный целевой взнос в размере 1 млн. долл. по программе «Продовольствие в обмен на работу»;
- в 2009-2013 гг. – 23 млн. долларов США для Кыргызстана (в рамках регулярных и дополнительных взносов);
- в 2013-2015 гг. – 22 млн. долл., в т.ч. до 7,4 млн. долл. в 2014 г. и до 6,6 млн. долл. в 2015 г. на содействие созданию устойчивых систем школьного питания в Кыргызстане и Таджикистане;
- в 2012-2014 гг. на проекты в Кыргызстане, в т.ч. на программу школьного питания, выделено 6,893 млн. долларов;
- в 2014 г. – Кыргызстану в счет реализации регулярного взноса РФ в фонд ВПП ООН (4 млн. долл. США) доставлено 3 013 тонн пшеничной витаминизированной муки;
- в 2015 г. – 4 млн. долл. - единовременный целевой взнос РФ в фонд Всемирной продовольственной программы ООН на финансирование расходов, связанных с оказанием продовольственной помощи Кыргызстану;
- в 2015 г. осуществлена поставка 1552,5тонн витаминизированной пшеничной муки в Кыргызстан; в этом же году доставлена продовольственная помощь на 3 млн. долларов.
Постоянно оказывается помощь через Организацию Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО):
- в 2009-2013 гг.
- в 2015 г. - 198, 58 тыс. долларов - на развитие производства экономически эффективных строительных материалов в Кыргызстане с целью создания рабочих мест и поддержки предпринимательской деятельности.
Россия участвует в оказании помощи странам Центральной Азии по различным программам международных организаций, где Кыргызстану уделяется значительное внимание. Среди них:
- Объединённая программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС). За последние 2 года из 16,5 млн. долларов на страны Центральной Азии и Восточной Европы, 1,14 млн. долларов выделено Кыргызстану.
- Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНП ООН). В
- с 2011 г. выделен 31 млн. долларов. Целевое назначение: оказание содействие по борьбе с наркотиками в Кыргызстане и Таджикистане.
Выделяются средства в рамках многих других международных организаций, таких как «Всемирный Банк», ОБСЕ, «Совет Россия – НАТО», так и отдельных программ, где реализуются целевые взносы России для Кыргызстана и других стран Центральной Азии. Особенно впечатляющей была помощь через механизм Антикризисного фонда (ЕврАзЭс):
- в
- в 2013 г. – 20 млн. долларов. Предоставление инвестиционного кредита из средств АКФ для проекта «Финансирование поставок сельскохозяйственной техники в Кыргызскую Республику»;
- в 2013 г. – предоставление инвестиционного кредита в размере
60 млн. долларов на проект «Реконструкция участка автомобильной дороги Бишкек-Ош, фаза IV»; - в 2012 г. – 38,3 млн. долларов на реализацию программы ЕврАзЭС по рекультивации хвостохранилищ в Центральной Азии (получатель средств – Кыргызстан); с 2013 г. – 24 млн. долларов на эти цели;
- В целом на программы по возведению транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии выделено около 300 млн. долларов.
Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) – основной акционер – РФ (88% доля России в капитале ЕФСР) реализует 5 инвестиционных проектов (по состоянию на сентябрь 2015 г.) на общую сумму 285 млн. долларов. В июле прошлого года одобрено выделение Кыргызстану
100 млн. долларов на финансирование реконструкции Токтогульской ГЭС. Существенно то, что на уровне государственного партнёрства Россия продолжает оказывать основную помощь в сфере поддержания энергетики Кыргызстана.
Таким образом, представляется важным не умалять роли и вклада различных стран в развитие Центральной Азии. И уж, конечно, никто не собирается сомневаться в роли Китая в экономическом развитии Кыргызстана, и всей Центральной Азии. Однако, каждый непредвзятый исследователь, каждый ответственный общественный деятель в Кыргызстане не может не учитывать реальную картину международного содействия развитию страны, в котором роль России – ключевая.
Хотя, пора уже отходить от невольного противопоставления стран друг другу на большом континентальном пространстве, привычка, сложившаяся в 90-е годы. Самым главным фактором является то, что страны региона и Россия вместе принадлежат к единой Евразийской цивилизации (не пантюркистской или панславянской), или сверхцивилизации, если так угодно некоторым профессорам. И вот эту историческую реальность трудно опровергнуть.