Связанный с военной кампанией на Украине масштабный экономический кризис с разрывом многосторонних межстрановых экономических связей спровоцировал экономическую рецессию, затронувшую многие страны и регионы мира, и особым образом отразившийся на состоянии постсоветского пространства. Дестабилизация мировых рынков (причём не только финансовых), «складывание» общества массового потребления и крушение сферы услуг, по крайней мере, в ее современных формах, усиление государственного протекционизма в экономике и государственного же контроля за публичной и отчасти)частной сферами жизни — не весь перечень происходящих на наших глазах изменений.
Как можно предположить, в существующей ситуации особое значение приобретают трансграничные и межрегиональные связи, свободное движение капиталов в рамках единого экономического пространства ЕАЭС, а также поддержка со стороны государства малого и среднего бизнеса производственного характера — что требует от государств-участников ЕАЭС проведения промышленной и социальной политики. Модели экономической политики, используемые государствами экономического союза, проходят сегодня тест на жизнеспособность. Кейнсианство, дирижизм, протекционизм – сегодня практически не реализуются в чистом виде, и каждое из государств ищет наиболее эффективный вариант экономической стратегии «гибридного характера». Более выгодными в подобной ситуации являются не требующие масштабных инвестиций проекты, а «точечное» инвестирование и наработка новых межстрановых кооперационных связей, и в выигрыше находятся страны, способные гибко адаптироваться к ситуации, связанные с кризисом мировых рынков и разрывом многолетних экономических связей.
В качестве конкретных шагов, которые можно было бы предпринять в существующих условиях, можно было бы порекомендовать:
- создание системы расчетов между странами ЕАЭС в национальных валютах;
- создание т.н. «корзины заимствований» (президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохин), которая могла бы стать базой для межстрановых взаиморасчетов и позволило бы существенно понизить значимость доллара;
- развитие лизинга в экономических отношениях между странами ЕАЭС;
- выстраивание системы межбанковских отношений, максимально адаптированной к ситуации кризиса;
- более тесная интеграция инфраструктурных проектов, реализуемых в странах ЕАЭС, со стратегической китайской инициативой «Один пояс – один путь».
В конечном итоге, ЕАЭС необходимы дополнительные усилия по координации антикризисных стратегий входящих в него стран с целью избежать чрезмерного «сжатия» единого экономического пространства Союза и сохранению условий для активности бизнеса, по недопущению срыва в реализации долгосрочных проектов и «обвала» социальной сферы.