Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Специфика трудовой миграции в Казахстане

Трудовая миграция в странах Евразийского экономического союза — тема актуальная и даже злободневная. Неслучайно руководящие органы ЕАЭС стали уделять ей пристальное внимание. У членов союза много общего в этой сфере, но есть и свои особенности. Чем характерна трудовая миграция в Казахстане, какие риски и перспективы она несёт для республики —  своими соображениями с пресс-службой Экспертного клуба «Сибирь-Евразия» поделился докторант PhD кафедры политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Астана) Арман Токтушаков.

— Арман, чем был вызван интерес к изучению миграционной тематики?

— Он обусловлен как общемировыми миграционными трендами, так и спецификой и особенностями миграционных процессов, которые присущи только Казахстану. В условиях глобализации и экономического кризиса наблюдается рост миграционных процессов по всему миру. В последние годы особую остроту проблема миграции приобрела в странах Западной Европы (Германия, Франция, Италия). Усиление динамики миграционных процессов характерно и для Казахстана. Так, по оценкам Международной организации по миграции (МОМ), Казахстан относится к странам мира, где прослеживаются наиболее сильные миграционные процессы.

Сейчас в нашей стране миграция оказывает воздействие на политическую, социально-экономическую, культурную, этноконфессиональную ситуацию. Миграционная подвижность формирует демографическую структуру населения, а также определяет состояние региональных рынков труда. Важно также отметить, что в Казахстане миграционная проблематика лежит в плоскости государственных стратегических приоритетов. В Стратегии «Казахстан 2050», в частности, отмечается, что страна сталкивается с миграционным давлением в отдельных регионах, где незаконные трудовые мигранты дестабилизируют местные рынки труда. Поэтому возникает необходимость принятия комплексных мер по решению проблем миграции.

С учетом всего вышеобозначенного, важным становится выстраивание в Казахстане гибкой и эффективной миграционной политики, отвечающей текущим политическим, социально-экономическим вызовам и реализации Плана нации «100 конкретных шагов» по пяти институциональным реформам.

— Как вы оцениваете современную миграционную ситуацию в Казахстане?

— В целом, миграционные процессы в Республике Казахстан характеризуются интенсивной внутренней миграцией, ростом объемов внешней трудовой миграции, увеличением динамики нелегальной миграции и миграцией этнических репатриантов.

За последние несколько лет, основными центрами притяжения внутренних миграционных потоков являются города Астана и Алматы, а также Атырауская и Мангыстауская области. Притягательность городов Астаны и Алматы связана с их активным экономическим, финансовым, инфраструктурным развитием, а также присутствием в них основных государственных учреждений. В свою очередь Мангыстауская, Атырауская области определяют приток внутренних мигрантов динамичным развитием крупных нефтегазовых предприятий.

Наибольший отток мигрантов наблюдается в следующих регионах — Жамбылской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Павлодарской областях. Причиной высокой миграционной активности в южных областях страны, является фактор густонаселенности, который провоцирует недостаток рабочих мест. Кроме того, в качестве причины можно отметить внутреннюю социально-экономическую нестабильность в южных областях Казахстана, провоцирующая молодежную безработицу. Между тем миграционный отток населения из северных и Восточно-Казахстанской областей носит в большей степени этнический характер. Общеизвестно, что эти области исторически имеют преимущественно славянское население или оно составляет чуть менее половины от всей численности населения региона.

— Какое, на ваш взгляд, оказывает влияние евразийская интеграция на мотивы мигрантов?

— По нашему мнению, миграция высококвалифицированных специалистов является своеобразной точной опоры взаимовыгодного и эффективного сотрудничества стран-участниц ЕАЭС. Поскольку миграция связана с обменом знаниями, идеями и профессиональными навыками, то она представляет общий интерес для всех государств-участниц союза. При этом необходимо понимать, что для всех стран приоритетной формой миграции является временная или возвратная.

Значительную роль в вопросе регулирования вопросов миграции на пространстве ЕАЭС осуществляет нормативно-правовая база. Так, 19 ноября 2010 года были подписаны Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей и Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств. Данные документы стали первыми международными договорами, заключенными в формате Единого экономического пространства, ориентированными на упорядочение миграционных вопросов. С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, который создает условия для свободного передвижения услуг, товаров и капитала, а также рабочей силы государств-членов ЕАЭС.

Таким образом, евразийская интеграция оказывает достаточно сильное влияние на мотивы миграционных передвижений. Она способствует более активному и динамичному распространению миграционных процессов между странами ЕАЭС. В этом контексте характерными является образовательная и трудовая миграция из Казахстана в Россию, набирающая в последнее время тенденцию к усилению.

— С учетом исследования миграционной политики какие, на ваш взгляд, возникают угрозы для национальной безопасности Казахстана?

— Если анализировать внутреннюю миграцию, то в числе ее негативных последствий, способных вызвать угрозу национальной безопасности РК, относятся следующие проблемы — рост безработицы, обострение жилищной проблемы, рост криминализации, социальной напряженности, усиление маргинализации. Рассматривая более детально данные проблемы, надо отметить, что распространенным трендом, является ситуация, при которой часть мигрантов не может найти работу или работает не по специальности. В этой связи реальной становится угроза утраты или нерационального использования квалификационного потенциала мигрантов. Также в подобных ситуациях возникает угроза снижения их мотивации к труду. В связи с тем, что часть мигрантов не может легально трудоустроиться и получить нормальное жилье и социальное обеспечение, за пределами основной части городов складывается ряд крупных поселений (микрорайонов), в которых жители не имеют регистрации (прописки) по месту проживания, не обладают правом собственности на свои жилища. Кроме того, данная группа граждан лишена доступа к качественным коммунальным и социальным услугам, и что важно, работает в неформальном секторе экономики.

Если анализировать внешнюю трудовую миграцию, то, прежде всего, надо обратить внимание на нелегальную трудовую миграцию. Зачастую, работая без заключения трудового договора и получая заниженную заработную плату, мигранты создают нездоровую конкуренцию на рынке труда Казахстана. Несмотря на принимаемые меры, число нелегальных иностранных граждан в Казахстане существенно не снижается. Напротив, динамика миграционных процессов показывает увеличение количества нелегальной рабочей силы. Для данных мигрантов актуальными становятся вопросы инфраструктуры, логистики, жилья, трудоустройства, социальной адаптации. Вместе с тем, на этом фоне появляется угроза въезда в страну под видом беженцев участников террористических и экстремистских организаций. Необходимо отметить, что миграция из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в значительной степени стихийная и неструктурированная. Мигранты прибывают в одиночку или небольшими группами по 3-5 человек на работу в домохозяйства, для ремонта квартир, домов и т.д. Численность этой категории мигрантов размыта и неопределенна.

Таким образом, трудовые мигранты создают значительные нагрузки на внутренний рынок рабочей силы, провоцируют рост теневой экономики, рост социальной напряженности, и т.д. Большая часть трудовых мигрантов, как правило, не имеет соответствующей подготовки и по своим характеристикам неквалифицированная. Также трудовые мигранты имеют нелегальный статус, что накладывает дополнительные сложности на миграционные службы государства.

— Какие аспекты и направления исследования представляются актуальными и важными для понимания реальной ситуации в сфере миграции?

— Для анализа и оценки реальной ситуации в сфере миграции в Казахстане видится целесообразным проведение комплексного исследования миграционных процессов. Оно включает в себя анализ внутренней миграции, внешней миграции, трудовой миграции, миграции этнических репатриантов. В условиях глобализации и экономического кризиса особую актуальность и значимость приобретает исследование именно трудовой миграции. Последние тренды мировых миграционных процессов указывают на то, что в основном миграция носит трудовой характер, направленный на привлечение квалифицированной рабочей силы. Причиной роста международной мобильности высококвалифицированных трудовых ресурсов является глобализация рынка дипломированных специалистов, а также изменения области науки и инноваций.

Для Казахстана основными направлениями по трудовой миграции являются следующие: в рамках ЕАЭС — Россия; по квоте привлечения иностранной рабочей силы по квалифицированным кадрам – Китай, Турция, Индия, Италия, Великобритания; по сезонным работникам и работающим по разрешениям у физических лиц — Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан.

Другой не менее важной миграционной проблематикой является образовательная. Исходя из последних статистических данных, в Казахстане имеет место «утечка умов», которая «молодеет» с каждым годом: все чаще дети выезжают учиться в различные зарубежные школы. В результате их становление как профессионалов и как личностей происходит не на родине, а за рубежом, что может привести к самым печальным последствиям. Из категории учебных мигрантов они перетекают в категорию безвозвратных мигрантов, нанося экономический, демографический и социальный вред своей стране.

Показательным в данном случае является опыт России. По разным оценкам, в Россия в 90-е годы в результате «утечки умов» в западные страны теряла около 50 млрд долларов в год (половина этой суммы — потенциальные потери, которые может нести государство в результате недополучения соответствующего дохода от труда высококвалифицированных специалистов).