Динара Орозбаева, учредитель спортивной газеты Top.kg, руководитель сайта Topsport.kg, организатор проекта «Sports Awards" (Кыргызстан)
В настоящее время государственная политика в сфере физической культуры и спорта в Кыргызстане проводится, основываясь на утвержденной в 2013 году Президентом Кыргызской Республики Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017-е годы. На основе этого документа была разработана Программа развития физической культуры и спорта Кыргызской Республики на 2014-2017 годы.
Так, Государственное агентство по физической культуре и спорту разработало план конкретных мероприятий и ведет свою работу по двум направлениям. Это развитие и популяризация в стране массового спорта и физической культуры среди населения и развитие спорта высоких достижений.
В целях развития массовой физической культуры и спорта было принято решение «Об утверждении нормативных основ физического воспитания», которые в советское время называлось «ГТО». Эти нормативные требования экспериментально были апробированы в 22-х учебных заведениях в 2014-2015 учебном году. С учетом анализа результатов этого эксперимента, а также опыта России, Беларуси и других стран СНГ данные это нормативы были доработаны и в настоящее время находятся на стадии утверждения Правительством республики.
Мы надеемся, что эти нормативные требования будут утверждены и станут толчком к развитию массовой физической культуры и спорта в стране, особенно среди молодежи.
Конечно, развиваются и другие формы массового спорта. Так, в календаре мероприятий Госагентства по физической культуре и спорту значатся Спартакиады, которые регулярно проводятся среди госслужащих, студенчества и сельской молодежи, спортивные турниры по разным видам спорта и так далее.
В области спорта высоких достижений созданы Центры по олимпийским и неолимпийским видам спорта. Сейчас эти центры превращены в Дирекции по олимпийским видам спорта и не олимпийским видам спорта, в задачу которых входит развитие в Кыргызстане тех или иных видов спорта.
Задачу развития спорта среди детей и подростков решают Республиканские детско-юношеские школы олимпийского резерва.
В последнее время Госагентство по физической культуре и спорту Кыргызской Республики проводит также интенсивную политику развития национальных видов спорта. С этой целью создана Дирекция по национальным видам спорта.
Дирекция по национальным видам спорта по примеру классических видов спорта разработала классификационные требования по 11 видам спорта, подкрепленные нормативными актами, создав тем самым физкультурную и правовую базы для развития этих национальных видов спорта.
В целях пропаганды национальной культуры Дирекцией по национальным видам спорта в прошлом году, например, впервые в мире прошли Всемирные игры кочевников, в которых приняли участие сборные из более чем 15 стран мира.
С этой же целью дирекцией постоянно организуются и проводятся спартакиады по национальным видам спорта и другие крупнейшие мероприятия, в том числе на Кубок Президента.
И с каждым годом в этот список включаются новые национальные виды спорта.
В этом году были разработаны документы, доказывающие не только оздоровительно-спортивную, но и педагогическую ценность 16-ти подвижных национальных видов спорта. Соответствующие материалы были направлены в Министерство образования с предложением о внедрении этих видов спорта в школьную программу, в частности на уроках физкультуры.
Есть также инициатива включить борьбу алыш в программу Азиатских игр, причем не только с нашей страны, но и от других стран. В последнее время борьба на поясах алыш благодаря своей зрелищности становится все более популярной. И, учитывая бурный темп развития этого вида спорта, вполне вероятно, что в будущем борьбу включат в программу Азиатских игр.
Кыргызстанские спортсмены по возможности принимают участие в различных международных турнирах – как по олимпийским, так и по неолимпийским видам спорта. Политика интеграции кыргызского спорта в международное пространство является одной из приоритетных для Госагентства по физической культуре и спорту.
На сегодняшний день физическое состояние молодежи оставляет желать лучшего. Принятие нормативных требований показало, что лишь 8% учащихся старших классов смогли сдать эти нормативы. Это очень плохая тенденция, и ее надо как можно скорее остановить.
В связи с этим мы разработали ряд новых форм организации физкультурно-спортивных занятий. Мы внедрили в школы утренние зарядки, производственную гимнастику. В этом году мы разработали нормативы для школьников и студентов.
В следующем году планируем разработать такие же нормативы для всех остальных категорий населения. Думаем, это создаст необходимую базу для развития массового спорта и физической культуры среди населения и повысит уровень и качество физического здоровья, особенно среди молодежи.
Пока же, как показывает статистика, лишь 6-7% населения на систематической основе занимаются физической культурой и спортом. Под систематическими занятиями спортом мы понимаем занятие спортом 2-3 раза в неделю.
На сегодняшний день на балансе Госагентства по физической культуре и спорту находятся всего несколько спортивных сооружений. Это крупнейшее спортивное сооружение Дворец Спорта и стадион имени Долена Омурзакова (бывший стадион "Спартак") в Бишкеке. А также физкультурно-оздоровительный комплекс в городе Кант Чуйской области, небольшой спортивный объект в Жети-Огузе Иссык-Кульской области.
Сейчас Госагентству передают ипподромы в городах Каракол, Чолпон-Ата, Ош и Жалал-Абад.
Госагентство также в данное время разрабатывает законопроект, согласно которому отныне при строительстве жилых домов, особенно многоэтажных, обязательно необходимо предусматривать пространство под строительство спортивных площадок.
Что на сегодняшний день является главной проблемой для кыргызского спорта? В первую очередь это отсутствие финансирования.
Другое дело, что вокруг этого вопроса у нас в стране возникают споры и имеются две точки зрения. Одна группа работников сферы спорта проповедуют мировоззрение, что спорт должен финансироваться из республиканского бюджета, то есть находиться на балансе государства. Другие же считают, что спорт давно пора переводить на рыночные рельсы – спорт должен быть самоокупаемой коммерческой структурой. Пока что эта борьба в самом разгаре.
Согласно Национальной стратегии устойчивого развития нашей страны, о которой упоминалось выше, виды спорта делятся на несколько групп. В первую группу должны войти приоритетные виды спорта, которые дают кыргызстанцам возможность успешно выступать на крупных международных спортивных мероприятиях. Они стабильно приносят нашей стране победы и медали и финансируются из госбюджета.
Вторую группу составляют перспективные виды спорта, которые могут стать приоритетными. Но эти виды спорта финансируются уже из межведомственных бюджетов.
В третью же группу входят популярные виды спорта. Это те виды спорта, по которым мы пока не завоевываем медалей на международных турнирах. Однако они популярны среди населения и необходимы для развития массового спорта.
В данное время на основании постановления Правительства вводится реестр, согласно которому те или иные виды спорта определяются в первую, вторую либо третью группы. Несколько видов спорта уже соотнесены в ту или иную группу, однако это долгий процесс. Потому что за каждым решением стоят люди и судьбы. И спешить в этом деле не стоит.
К большому сожалению, на сегодняшний день Кыргызстан не завоевал ни одного золота на Олимпийских играх. Пока что мы имеем лишь серебряного и бронзового призеров Олимпиады.
Чтобы подготовить олимпийского чемпиона, одного желания мало. Для этого должны быть очень хорошее финансирование, мощная научная база, передовая технология тренировочных процессов и хороший тренерский состав. То есть совокупность факторов, система. Когда все эти факторы сольются воедино, тогда возможно подготовить олимпийского чемпиона.
Мы очень надеемся, что в Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта с переходом на двойное подчинение – Министерству образования и Госагентству по физической культуре и спорту – оживятся научные разработки.
В академии в данное время готовят учителей физической культуры для школ, а не тренеров.
Тренер – это специалист совершенно с другим уровнем знаний и подготовки, с другой методикой физического воспитания. И в этом направлении Академия физической культуры и спорта, которая существует уже 60 лет, к сожалению, за годы суверенитета ослабила свою работу.
Решение о двойном подчинении должно быть оформлено законодательно в ближайшее время. Возможно, тогда в академию будут направляться конкретные государственные заказы на научные разработки, появится стимул развивать науку по продвижению спорта в Кыргызстане. И таким образом, мы закроем существующий сейчас пробел.
------------------------------------------------
Выступление на 10-м заседании Экспертного клуба «Сибирь-Евразия» - Международной экспертной площадке «Спорт на евразийском пространстве: возможности интеграции» (20 октября 2015 г., г. Новосибирск).