Рустам Ганиев
доцент общеуниверситетской кафедры экономической теории Таджикского национального университета, канд. эк. наук (г. Душанбе)
Евразийский экономический союз – новое международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства в составе России, Казахстана и Белоруссии был подписан 29 мая 2014 г. Текст договора состоит из 28 разделов и 118 статей, сопровождается 32 приложениями к нему. ЕАЭС, как подчеркивается в документе, создается для укрепления экономик стран-участниц и сближения друг с другом, для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Страны – участницы ЕАЭС берут на себя обязательства обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также унифицировать регулирование в 19 сферах экономики и осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики – энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. В тот момент, когда США и Европейский союз накладывают на Россию все новые и новые санкции, а в Украине никак не утихает гражданская война, Россия добилась определенного успеха в сплочении своих ближайших соседей. В октябре 2014 г. договор синхронно ратифицирован всеми странами – учредителями ЕАЭС. Подписаны также договоры о присоединении Армении и Киргизии к ЕАЭС в качестве полноправных членов. Подписание договора, по словам Президента РФ В.В. Путина, имеет «эпохальное значение и выводит страны на принципиально новый уровень интеграции. Мы создаем мощный, притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 млн чел. На ЕАЭС будет приходиться пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти. Географическое положение стран позволяет создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения» . Президент Казахстана Н. Назарбаев оценивает совокупный эффект от расширения интеграции в 900 млрд. долл. к 2030 г. Добавим, что государства-подписанты уже сейчас имеют общую таможенную территорию, а суммарный ВВП стран ЕАЭС составляет 85% валового продукта всех стран СНГ и равен 2,3 трлн. долл., промышленный потенциал оценивается в 600 млрд. долл., объем выпуска продукции сельского хозяйства – 112 млрд. долл. Совокупный объем валового продукта ЕАЭС сейчас составляет 3,5% мирового ВВП. Формально ЕАЭС начал функционировать с 1 января 2015 г., став правопреемником Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое было своего рода «дорожной картой» развития интеграционного взаимодействия, координации действий его членов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. ЕврАзЭС прекратило свою деятельность, выполнив свою историческую миссию и обеспечив продвижение Таможенного союза и Единого экономического пространства в ЕАЭС. Вместе с тем в нынешнем виде ЕАЭС представляет собой гораздо менее продвинутый интеграционный проект, чем задумывалось ранее. Если посмотреть на документ и приложения к нему, то станет понятно, что в соглашении нет практически ничего нового по сравнению с тем, о чем стороны уже договаривались ранее. Пока не идет речи о единой денежной, финансовой, социальной политике, торговле энергоносителями, создании реально действующих наднациональных органов управления. И лишь в четвертой части соглашения, посвященной переходному периоду, прослеживается некоторый интеграционный прогресс. Заключается он в том, что стороны декларируют необходимость достижения договоренностей в определенных сферах к определенным датам. По самым чувствительным вопросам – нефти, газу и финансам – остались не урегулированные вопросы, причем решать их пред- полагается вплоть до 2025 г., т.е. очень нескоро.
Однако, в таджикском обществе, идея создания ЕАЭС и активное обсуждение перспектив вступления Таджикистана в этот союз, воспринялась неоднозначно. Одни уверяют, что вступление в ЕАЭС плохо повлияет на экономическую стабильность страны, а другие утверждают, что это экономически выгодный для страны процесс. Официальные власти пока «держат паузу», ссылаясь на то, что вначале необходимо всесторонне изучить данный вопрос.
Прозападным слоям таджикского общества изначально пришлась не по душе идея создания ЕАЭС. Предостерегая о намерениях России воссоздать СССР, который будет служить односторонним российским интересам, они утверждают, что Таджикистан на законодательном уровне потеряет государственный суверенитет, который достался таджикскому народу не просто. Противники также называют вхождение страны в ЕАЭС бессмысленным в условиях, когда Россия находится под влиянием западных санкций. Также, некоторые эксперты, не воспринимающие участие Таджикистана в ЕАЭС, ссылаются на сокращение объёмов таможенных доходов.
Конфликты на постсоветском пространстве, где Россия вынуждена защищать свои национальные интересы, становятся поводом для критики российской внешней политики и объявления ее страной – агрессором. Для обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов России, Центральная Азия, в частности Таджикистан, где дислоцируется 201 российская военная база, играет ведущую роль. Этот регион приобрел новое значение во внешней политике Кремля. Свою роль сыграли украинские события и ухудшение отношений Москвы и Запада, из-за чего Кремль вынужден смещать вектор своей внешней политики в сторону Азии. Конфликт на Украине стал своего рода маркером, обозначившим различные подходы к перспективам интеграции в ЦА под эгидой РФ. Ее противники используют сложившуюся ситуацию, чтобы, критикуя Россию, выступить против интеграционных объединений, в которых она играет ведущую роль (ТС, ЕАЭС).
Боевые действия в нагорном Карабахе с момента подписания перемирия в 1994 г., которые произошли 2-5 апреля 2016 г., поставили Россию в трудное положение. Для России, на наш взгляд, одинаково важны отношения с Азербайджаном и Арменией. Но, Армения является стратегическим союзником РФ, как по линии ОДКБ, так и по ЕАЭС. А решение России продолжить поставки оружия в Азербайджан после конфликта в Нагорном Карабахе вызвало серьезное недовольство в армянском обществе и среди политического руководства Еревана. Так, 7 апреля 2016 г. в ходе встречи с премьер-министром РФ Д. Медведевым, Президент Армении С. Саргсян заявил, что «в Армении вызвал большой резонанс тот факт, что азербайджанцы в полную силу использовали те вооружения, которые они приобрели за последнее время в России».
Все эти события сыграли на руку оппонентам евразийской интеграции Таджикистана, и они предупреждают о возможном повторении украинских событий в Таджикистане, в случае вступления или отказа от вхождения в ЕАЭС. Также, есть экспертные мнения о том, что Россия проводит не дружественную политику по отношению к своим партнерам по ОДКБ и ЕАЭС, как в случае с Арменией, который был показательным.
Сторонники вступления Таджикистана в ЕАЭС апеллируют экономическими показателями как доводами в пользу интеграции. Товарооборот между Таджикистаном и странами-учредителями ЕАЭС – Россией, Белоруссией и Казахстаном за 2015 г. составил более 1,83 млрд.$, что составило почти 42 % от всего объема внешнеторгового оборота. За 4 месяца 2016 г., Россия и Казахстан замыкают тройку лидеров – основных торговых партнеров Таджикистана с общей суммой в 480 млн.$, что составляет более 41% от всего внешнеторгового оборота – 1, 185 млрд.$ за январь-апрель 2016 г.
Эксперты не хотят видеть Таджикистан в качестве «бедного родственника» для более мощных участников союза, отмечая ряд конкурентоспособных отраслей экономики республики: энергетика, сельское хозяйство и текстильная промышленность. Расширение рынка сбыта дает шансы на серьезное увеличение оборотов таджикистанского бизнеса. В частности, вступление в ЕАЭС открывает большие возможности для увеличения поставок сельскохозяйственной продукции на огромный рынок, в 20 раз превышающий таджикский. В условиях западных санкций в отношении России и похолодания российско-турецких отношений, у Таджикистана есть все шансы занять место Турции в экспорте фруктов и овощей. Лидер Нации, Президент РТ Э. Рахмон уже поручил нарастить производство овощей и фруктов для экспорта в Россию.
Сторонники участия Душанбе в ЕАЭС обращают внимание на фактор трудовой миграции. Положение трудовых мигрантов в России оценивается как чрезмерно сложное. Острая нехватка рабочих мест внутри страны и возвращение депортированных трудовых мигрантов создают условия для радикализации молодежи.
Принципиальное значение миграции для двусторонних отношений России и Таджикистана сохранится на долгосрочную перспективу и будет основным побудительным мотивом для возможного вхождения республики в Евразийский экономический союз. В целом, трудовая миграция остается наиболее мощным ресурсом российского общественного и экономического влияния на ситуацию в Таджикистане.
Серьезными причинами экономического спада в Таджикистане являются падение курса рубля, нестабильная экономическая ситуация в России, сокращение поступления иностранной валюты в страну, что совпало с поэтапным ужесточением российского миграционного законодательства. Очередные поправки в него начали действовать с 1 января 2015 г., обязав мигрантов из стран СНГ въезжать в РФ по загранпаспортам, сдавать экзамены на знание русского языка, основ истории и конституционного строя, расширив патентную систему на новые категории работников и ужесточив ответственность за нарушения миграционного законодательства. В 2014 г., таджикские трудовые мигранты отправили на Родину 3,8 млрд.$, что составило чуть ли не половину ВВП. От этих средств сегодня зависит жизнь не просто миллионов граждан, но и почти всей экономики, к примеру, банковского сектора, авиакомпаний и в целом рынка товаров и услуг. В 2015 г. эта сумма сократилась более чем на 30%, что связано с массовой депортацией таджикских граждан на Родину. По данным Миграционной службы РТ, количество депортированных таджикских мигрантов составляет более 300 тысяч человек.
Евразийская интеграция для Таджикистана особо актуальна для обеспечения внутренней безопасности и предотвращения вступления молодежи в ряды террористических организаций. Также, сторонники интеграции отмечают, что вступление Таджикистана в ЕАЭС создаст условия для модернизации экономики страны и восстановления крупных промышленных предприятий, разрушенных в ходе гражданской войны, что, безусловно, приведет к росту благосостояния населения, путем создания новых рабочих мест внутри страны, тем самым уменьшая зависимость экономики республики от внешних факторов.
Противниками евразийской интеграции Таджикистана также представляются внешние силы, которые активно выступают против возможной интеграции РТ в ЕАЭС.
В конце 2015 г. Посол РТ в Эр-Рияде заявил, что Таджикистан всерьез рассматривает возможность вступления страны в коалицию по борьбе с международным терроризмом во главе с Саудовской Аравией. С начала 2016 г., Э. Рахмон посетил с официальными визитами Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт, где обсудил с руководствами этих стран вопросы сотрудничества в области энергетики, транспорта, строительство дорог, сельского хозяйства и безопасности. Можно предположить, что Душанбе ищет альтернативу китайским, российским и иранским инвестициям в эти важные сферы экономики, и прежде всего, надеется на инвестиции Королевства в строительство Рогунской ГЭС, что является основной надеждой РТ на рост социально-экономического положения страны и выход из энергетического кризиса. Соответственно, Саудовская Аравия как союзник США, инвестировав в экономику РТ, возможно попытается изменить вектор политико-экономической ориентации Таджикистана на себя и препятствовать вступлению Таджикистана в ЕАЭС.
Другим важным экономическим партнером Душанбе является Китай. Таджикистану жизненно необходимы китайские инвестиции для развития экономики страны, и он заинтересован в участии в китайском проекте Экономического пояса Шелкового пути. Власти обеспокоены тем, что вступление Таджикистана в ЕАЭС может негативно повлиять на уровень экономической помощи Поднебесной в страну. Однако, учитывая факт эффективного сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, необходимо отметить, что евразийская интеграция будет способствовать притоку дополнительных инвестиций и росту благосостояния таджикского народа. Пекин признает особую роль России в Таджикистане, и никогда, на наш взгляд, не пойдет на прямую конфронтацию с Москвой.
На фоне стремительного усиления влияния Китая и России в этом регионе, шаги предпринимают и другие международные факторы – США, ЕС, Япония, Турция, Иран и др.
Политические оппоненты РФ, в лице США, ЕС и их союзников, оспаривающие влияние в ЦА, решили, что финансовый кризис и сворачивание некоторых совместных проектов даст возможность начать вытеснение России из региона. Но, они не учитывают тот факт, что российское влияние в регионе обусловлено мощнейшим фактором, которого нет ни у одного из них – опытом совместного проживания в едином государстве.
Ожидания Таджикистана от вступления в ЕАЭС
Очевидно, что Таджикистан стремится строить двусторонние отношения с внешнеполитическими игроками в соответствии со своими национальными интересами и приоритетами внешней политики, проводя «многовекторную» политику, ориентируясь на сотрудничество с как можно большим количеством внешних партнеров. Таджикистану одинаково важны партнерские отношения как с США и их союзниками, которые стали активнее инвестировать в развитие экономики страны, так и с китайско-российским «альянсом». Несомненно, Россия воспринимается в Таджикистане как лидер и ближайший союзник, но число мощных и влиятельных игроков – союзников США, политика которых направлена на ослабление роли России в Таджикистане, возрастает, а их воздействие на экономическую и политическую ситуацию в стране становится все более ощутимым.
Вступление Таджикистана в Евразийский экономической союз – это веление времени, другого выхода, у таджикской стороны нет, так как это даст возможность занять внутренние трудовые ресурсы, которые ежегодно увеличиваются на 140-150 тысяч человек. Однако, вопрос стоит в необходимости создания высококвалифицированного персонала, конкурентоспособного на внешнем рынке.
Таджикистан пока волнует потеря таможенных пошлин после интеграции в ЕАЭС. Как известно, все средства, начисляемые за счет ввоза товаров из других стран, будут переводиться в общий бюджет объединения. Затем они будут перечисляться странам-членам в зависимости от установленной доли, как например, для Кыргызстана установлена доля на уровне 1,9%. Вероятно, и для Таджикистана эта цифра не превысит 1,5-2%.
При этом, сторонников интеграции Таджикистана в союз значительно больше, как среди общественности, так и среди местных и зарубежных экспертов. Как показал опрос, более 70% населения Таджикистана на стороне тесного сотрудничества с Россией и за интеграцию страны в евразийский экономический союз. В августе 2015 г. Кыргызстан стал полноправным членом ЕАЭС. Вот уже более 10 месяцев северный сосед является членом ЕАЭС. Таджикистан, экономика которого является наиболее уязвимой от денежных поступлений трудовых мигрантов и серьезно зависит от внешней поддержки, нуждается в индустриализации и развитии реального сектора экономики. Таджикистан ждет от России создания в рамках ЕАЭС программы развития реального сектора экономики и совместной индустриализации по образцу деятельности Российско - Кыргызского Фонда развития, реализации интересующих Душанбе энергетических проектов и решения противоречий с Узбекистаном. Помимо этого, на повестке дня стоят вопросы создания прямого железнодорожного сообщения с другими членами ЕАЭС, компенсации неизбежных, по мнению таджикских чиновников, краткосрочных потерь Таджикистана в части таможенных пошлин. Активное включение России в решении этих вопросов станет действенным фактором в процессе евразийской интеграции Таджикистана.
В настоящее время очень важна информационная поддержка интеграционным процессам. В этот период важно было бы на конкретных примерах показать, какие плюсы уже приносит присоединение Кыргызстана в ЕАЭС. В республике имеется серьезный дефицит качественной информации о возможных последствиях её интеграции в Евразийский экономический союз. Это и является одним из главных препятствий на пути к более активному рассмотрению данного вопроса и выработке сильной переговорной позиции республики в отношениях с ЕАЭС.
Вступление Таджикистана в ЕАЭС может дать толчок в укреплении таджикско-узбекских отношений, которые испортились из-за намерений Душанбе построить Рогунскую ГЭС собственными силами. Механизмом, который на системном уровне снял бы существующие противоречия между Таджикистаном и Узбекистаном, мог бы стать ЕАЭС. Во время визита В. Путина в декабре 2014 г. в Ташкент, поднимался вопрос об изучении Узбекистаном возможности сотрудничества с ЕАЭС, создания некой Зоны свободной торговли, в обмен на списание крупного долга перед Россией. Но, с другой стороны, учитывая осторожность и прагматичность узбекской внешней политики, скорее всего этот вопрос вряд ли будет решен в течение ближайших нескольких лет. Руководство республики по-прежнему видит в евразийской интеграции угрозу реставрации Советского Союза, рассматривая этот процесс исключительно с политической точки зрения.
Скорейшее принятие Таджикистаном решения о вступлении в ЕАЭС, а также, включение в работу союза Узбекистана, хотя бы на уровне зоны свободной торговли, даст положительный эффект в укреплении социально-экономического положения государств.
Рано или поздно Таджикистан все равно войдет в ЕАЭС, но когда это произойдет и с какими условиями, являются вопросами времени. По самым оптимистичным прогнозам, Таджикистан может заявить о намерении интегрироваться в ЕАЭС в ближайшие 1,5-2 года.
Благодаря присоединению в ЕАЭС, РТ получает ряд стратегических преимуществ. В первую очередь, улучшится жизнь таджикских трудовых мигрантов в России, также у них будет возможность трудоустраиваться в любой из стран ЕАЭС по принципу свободного движения рабочей силы. По подсчетам экспертов ЦАЭК «Евразийское развитие», таджикские трудовые мигранты получат ежегодно дополнительные 1 млрд.$, так как они не будут тратить время и деньги на сдачу экзамена на знание русского языка, получения медицинской страховки и патент. Соответственно, эти деньги переводятся на Родину, что в свою очередь повысит социально-экономическое положение страны.
Таджикистан также может стать лидером по производству хлопка, а также поднять производство текстильной промышленности, что приведет к созданию новых рабочих мест, повышению ВВП страны и заработной платы граждан, снижению уровня радикализации местной молодежи. Еще одним плюсом для РТ является приток инвестиций из стран ЕАЭС, в частности, в гидроэнергетику и в банковскую сферу.
Но при всей привлекательности нового интеграционного объединения, Таджикистан, в случае евразийской интеграции, несомненно, столкнется с рядом внутренних и внешних проблем. В первую очередь, это угроза потери западных инвестиций, которые жизненно важны для проблемной экономики страны. Также, интеграция в ЕАЭС может негативно отразиться на характер взаимоотношений Душанбе с арабским миром, страны которого, начав вкладывать многомиллионные инвестиции в его экономику, активно пытаются переориентировать вектор внешней политики Таджикистана в свою сторону.
В заключении хотелось бы отметить, что Процессы глобализации всех сфер жизни в современном мире приобрели планетарный масштаб. Одним из ключевых параметров глобализации являются интеграционные процессы. Многие страны объединяются в единые экономические пространства с целью расширения рынков сбыта, повышения мобильности капиталов и межотраслевого разделения труда. Процессы интеграции государств между собой влекут за собой новый вид конкуренции: конкуренции интеграционных группировок государств по различным параметрам – экономическим, военным, технологическим. Евразийский экономический союз – молодое интеграционное объединение государств постсоветского пространства. И для того, чтобы ЕАЭС был достойным игроком в процессе мировой конкуренции государств, необходимо, чтобы данная интеграционная группировка была экономически развитой и независимой от внешнего влияния.