Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Тенденции трудовой миграции населения и миграционная политика Новосибирской области

Елена Владимировна Шевцова, начальник научно-информационного отдела СИУ – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

 

На современном этапе развития общества трудовая миграция населения становится все более существенным компонентом рынка труда развитых стран мира. В связи с этим вопросы регулирования осуществления трудовой деятельности мигрантами в принимающих странах приобретают первостепенный характер.

Новосибирская область, являясь базовым регионом в Сибирском федеральном округе, на протяжении более десяти последних лет привлекает на свою территорию не только мигрантов, переселяющихся на постоянное место жительство, но и мигрантов, приезжающих с целью осуществления трудовой деятельности. Иностранные трудовые мигранты продолжают оставаться достаточно серьезной составляющей трудовых ресурсов Новосибирской области.

Иностранные граждане, приезжающие в Новосибирскую область с целью трудоустройства, в соответствии с российским законодательством могут осуществлять трудовую деятельность на основании двух видов трудоустройства иностранных работников: общего и специальных режимов. Общий порядок трудоустройства подразумевает получение разрешения на работу и распространяется на граждан, прибывших в порядке, требующем получения визы. Специальные режимы трудоустройства иностранных работников следующие: первый подразумевает получение патента — распространяется на граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы, за исключением ряда категорий иностранных граждан в соответствии с федеральным законодательством. Второй режим осуществляется с момента вступления в действие Договора о Евразийском экономическом союзе (Договор ЕАЭС), распространяется на страны ЕАЭС: Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию.

Необходимо отметить, что Договор о Евразийском экономическом союзе закрепил договоренности стран-участниц об осуществлении трудовой деятельности на их территории. Если трудовой мигрант из стран с безвизовым режимом обязан приобрести медицинскую страховку, пройти медосмотр, сдать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства, приобрести патент на право осуществления трудовой деятельности, то трудовым мигрантам из стран ЕАЭС не требуется получение разрешений на осуществление трудовой деятельности, они могут работать не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору, что значительно рас-ширяет сферы их возможного трудоустройства.

Договор о ЕАЭС существенно увеличивает для трудовых мигрантов и членов их семей время пребывания без регистрации на территории государства трудоустройства. Так, если трудящийся-мигрант из стран СНГ может находиться в Российской Федерации без регистрации до 7 дней (в соответствии с нормами двусторонних договоров с Российской Федерацией), то граждане-трудящиеся (члены семьи) из стран ЕАЭС могут находиться на территории другого государства без регистрации до 30 дней. Также регламентированы сроки временного пребывания трудящихся-мигрантов и членов их семей на территории государства трудоустройства. Если срок временного пребывания мигранта из стран СНГ определяется сроком действия патента, то срок временного пребывания трудящегося (члена семьи) из стран ЕАЭС определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора.

Крайне важным моментом в Договоре о ЕАЭС является прямое признание дипломов и квалификаций без проведения каких-либо процедур для допуска на рынок труда. Таким образом, необходимо отметить, что закрепленные в Договоре о ЕАЭС нормы призваны обеспечить свободу осуществления трудовой деятельности на территориях государств-членов и увеличить передвижение трудовых ресурсов.

Оценивая присутствие на рынке труда Новосибирской области иностранных работников, необходимо отметить, что оно производит двойственный социально-экономический эффект. С одной стороны, трудящиеся-мигранты осуществляют трудовую деятельность в сферах, непопулярных у коренных жителей, способствуют решению проблем воспроизводства региональных трудовых ресурсов и сохранения численности населения в целом. С другой стороны, остается проблема незаконной трудовой миграции, порождающая ситуацию криминализации и «теневизации»  бизнеса, усугубляющая экономический ущерб от неуплаты налогов.

Рассмотрим основные итоги трудовой миграции в Новосибирскую область за 2011-2015 гг. Если в течение 2011-2014 гг. число оформленных разрешений на работу оставалось приблизительно на одном уровне, то снижение количества оформленных документов в 2015 г. объясняется заменой механизма квотирования разрешений на работу иностранным гражданам из безвизовых стран порядком применения патента, а также ослаблением курса рубля. Ослабление курса рубля в 2015 г. вызвало отток иностранных рабочих из России в целом. Более 52 % разрешений на работу оформлено гражданам КНДР, 44 % – гражданам Китая. Количество оформленных разрешений на работу в Новосибирской области в 2011-2015 гг. составило, штук:

2011 г.......................................................................21 706

2012 г.......................................................................26 984

2013 г.......................................................................25 960

2014 г.......................................................................23 804

2015 г....................................................................... 2 716

 

Трудоустройство иностранных работников из стран, требующих оформления визы, осуществлялось в следующих отраслях, % от заявленной численности:

Строительство ............................................................ 64,2

 Обрабатывающие производства................................ 20,3

Торговля........................................................................ 9,1

Сельское хозяйство...................................................... 1,7

 Транспорт и связь......................................................... 1,4

Операции с недвижимым имуществом,

аренда и предоставление услуг................................... 1,3

Деятельность гостиниц и ресторанов......................... 1,1

Предоставление прочих коммунальных,

социальных и персональных услуг............................. 0,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

........................................................................................ 0,4

Финансовая деятельность................................. менее 0,1

 

С 2011 по 2014 г. наблюдался рост числа оформленных иностранным гражданам патентов. Основная масса иностранцев, работающих по патенту, представлена такими странами, как Узбекистан (60,7 %), Таджикистан (31 %) и Азербайджан (3,9 %). Снижение количества оформленных патентов в 2015 г. объясняется нововведениями в миграционном законодательстве, которые обязывают иностранных работников сдавать экзамены по русскому языку, истории и законодательству России, получать полис обязательного медицинского страхования. Количество оформленных патентов на работу в Новосибирской области в 2011-2015 гг. составило, штук:

2011 г.............................................................28 890

2012 г.............................................................38 454

2013 г.............................................................50 818

2014 г.............................................................55 566

2015 г.............................................................40 728

 

На протяжении нескольких лет отраслевой состав, куда привлекались иностранные работники, оставался неизменным. Впервые в 2015 г. такой отраслевой лидер, как строительство, уступил рынку в сфере услуг и сократил свои показатели практически втрое — до 15,3 %. В сфере оказания услуг трудятся 56 % иностранцев, при этом более 48 % из них — у физических лиц. Наблюдается снижение и в обрабатывающих производствах, здесь на конец года задействовано 10 % (снижение на 5 %), в оптовой и розничной торговле — 5,7 %, в сфере транспорта — чуть меньше 2 %.

В 2015 г. было получено 13 806 уведомлений о заключении гражданско-правовых договоров о трудоустройстве граждан, кому разрешительные документы для работы не требуются (страны ЕАЭС). Основная масса иностранных трудовых мигрантов из стран ЕАЭС представлена такими странами, как Казахстан и Киргизия.

В настоящее время регулирование процессов в сфере трудовой миграции в Новосибирской области имеет целью создание на рынке труда устойчивого равновесия, при котором потребность в иностранной рабочей силе должна совпадать с объемом ее предложения. В целом политика региона направлена на преодоление диспропорции низкоквалифицированных и высококвалифицированных иностранных трудовых мигрантов, на сокращение зависимости ряда сфер от иностранного труда. Так, в 2015 г. заявленная работодателями потребность в иностранных работниках была сокращена на 48 %, а в 2016 г. учтено только 40 % от заявленной работодателями численности иностранных работников. Принят Закон Новосибирской области «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на 2016 год». Коэффициент установлен в размере 1,67 (3034 руб. в месяц), что существенно выше аналогичных коэффициентов в регионах Сибирского федерального округа.

В августе 2015 г. принято постановление губернатора Новосибирской области «Об установлении на 2016 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Новосибирской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности». В постановлении губернатора Владимира Городецкого указаны 16 видов деятельности, которыми иностранцы, работающие в Новосибирской области по патентам, не смогут заниматься. Мигрантам нельзя работать в области дошкольного и школьного образования (в том числе в детских лагерях), водить пассажирские автобусы и такси, заниматься охотой, рыболовством и добычей полезных ископаемых, работать финансистами, бухгалтерами и менеджерами. Принятые меры касаются работников из Таджикистана, Узбекистана, из Украины, Молдавии и Азербайджана, т. е. граждан стран, которые не входят в Евразийский экономический союз. 23 марта 2017 г. губернатор Владимир Городецкий подписал постановление о расширении списка отраслей, в которых не смогут трудиться мигранты, от 16 до 33 лет. Теперь им запрещено работать в оптовой торговле алкоголем, табаком и необработанным лесом, в рекрутских агентствах и центрах обработки телефонных вызовов. Также трудовые мигранты не смогут готовить вино и сидр, проводить конференции и выставки, оказывать социальные услуги инвалидам и работать нянями.

Данные запреты повлекут за собой ряд негативных последствий:

— произойдет отток части трудовых мигрантов в соседние регионы, не устанавливающие подобные запретительные меры;

— увеличится коррупционная нагрузка на бизнес-структуры и трудовых мигрантов, соответственно, часть мигрантов перераспределится в нелегальную сферу, что существенно ухудшит их положение с точки зрения социальной защищенности;

— усилится риск возникновения межнациональных конфликтов, так как происходит сужение разрешенных сфер трудовой деятельности;

— произойдет перераспределение мигрантов внутри отраслей – будут вынуждены покинуть ряд сфер рынка труда представители Узбекистана и Таджикистана, частично они будут замещены выходцами из Киргизии и Казахстана, т. е. произойдет этнический передел рынка труда;

— возможен рост цен на ряд товаров и услуг для потребителей в связи с ростом издержек бизнеса на трудовые ресурсы и снижением уровня конкуренции в определенных сферах экономики региона.

Очевидным становится тот факт, что трудящиеся-мигранты из стран ЕАЭС, по сравнению с трудящимися-мигрантами из стран СНГ, находятся в более выгодном положении на рынке труда Новосибирской области, что в дальнейшем может существенным образом изменить структуру трудовых миграционных потоков в регион: сократить долю мигрантов из стран СНГ.

По данным социологического опроса, проведенного нами в октябре-декабре 2016 г. (экспертный опрос и фокус-группы с представителями органов власти в Новосибирске и муниципальных районах Новосибирской области — 247 респондентов), выявлены следующие результаты:

— на вопрос: «Насколько нужны иностранные трудовые мигранты в Новосибирской области» – 44 % ответивших признали категорично, что совершенно не нужны. При этом в региональном центре доля ответивших категоричное «нет» составила еще выше – 76 %, в муниципальных районах картина несколько иная – наиболее удаленные районы от центра, где присутствие трудовой миграции практически не ощущается от 29 до 34 % таких ответивших;

— 66 % экспертов поддерживают политику, проводимую правительством Новосибирской области в отношении ужесточения законодательных мер в отношении иностранных трудовых мигрантов (при этом в городах Новосибирске и Бердске соответственно 76 и 85 % ответивших подобным образом);

— по  мнению экспертного    сообщества, необходимо сократить присутствие на рынке тру-да Новосибирской области представителей Узбекистана и Таджикистана, при этом нельзя ограничивать присутствие выходцев из Казахстана и Киргизии.

Таким образом, экспертные оценки показали, что взаимодействие со странами ЕАЭС (особенно с Киргизией и Казахстаном) в отношении приема трудовых мигрантов в дальнейшем будет увеличиваться.

Также хотелось привести пример подобного взаимодействия: с 21 марта по 18 апреля 2017 г. в Новосибирской области проходила выставка производителей из Республики Киргизия «Кыргыз базары – Киргизский базар», организованная в рамках Евразийского экономического союза и Делового совета Шанхайской организации сотрудничества. Около 300 крупнейших киргизских фабрик представили жителям Сибирского региона товары широкого потребления: одежду, обувь, товары для дома и быта. Оптовые покупатели имели возможность заключить с крупными дистрибьюторами и производителями Республики Киргизия долгосрочные контракты на поставку товаров напрямую. В работе базара приняли участие около 350 трудовых мигрантов из Киргизии. Предполагается, что данный базар в дальнейшем возобновит свою деятельность и станет постоянным.

Подводя итоги, необходимо отметить, что дальнейшее совершенствование политики в отношениииностранныхтрудовыхмигрантов в регионе должно быть в соответствии с Концепцией миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года направлено на создание эффективных механизмов для удовлетворения потребности в рабочей силе с учетом развития экономики и рынка труда Новосибирской области.