Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Внешнеполитические векторы Таджикистана: Таджикистан и ШОС

Музаффар Абдуваккосович Олимов, заведующий отделом Центральной и Южной Азии Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан, доктор ист. наук, профессор (г. Душанбе, Республика Таджикистан)

 

Республика Таджикистан с особым вниманием относится к ШОС, который рассматривает в качестве уникального механизма, позволяющего разрешить сложный клубок региональных проблем, прежде всего по вопросам обеспечения региональной безопасности и экономического развития. В рамках этой региональной организации Таджикистан частично решил и продолжает решать важнейшие стратегические задачи, в том числе по достижению энергетической независимости, выходу из коммуникационной изоляции и обеспечению продовольственной безопасности.

 

Вклад Республики Таджикистан в становление и развитие ШОС. Вопросы формирования «Шанхайской пятёрки», её трансформации в ШОС, становления, развития и в целом деятельности ШОС как региональной международной организации посвящены десятки научных монографий, статей, исследований российских, западных, китайских и центральноазиатских авторов.

Известно, что исторический шаг на пути трансформации «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую организацию сотрудничества был сделан 15 лет тому назад во время Душанбинского саммита 5 июля 2000 г. В тексте «Душанбинской декларации», главы государств «пятёрки» заложили основные цели, задачи, направления и определили приоритетные сферы деятельности будущей международной региональной организации. В целом Душанбинский саммит сыграл важную роль в деле трансформации «Шанхайской пятёрки» в полноценную международную организацию под названием ШОС.

Особую роль в ШОС Таджикистан стал играть после терактов в США 2001 г., когда афганская проблема стала ключевой в проблематике безопасности ШОС.

Хотя сразу же после 11 сентября 2001 г. было опубликовано совместное коммюнике глав правительств государств - членов ШОС, в котором осуждались теракты и декларировались твердые антитеррористические позиции, все же ШОС в целом и страны- участницы заняли пассивную позицию. В это время в регионе совершенно изменилась геополитическая расстановка сил – резко возросло присутствие США и НАТО в Центральной Азии и Среднем Востоке.

Не будучи военным и политическим блоком, ШОС сосредоточила свои усилия в сфере экономического развития и сотрудничества. С конца 2001 г. ШОС форсировала разработку Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств – членов ШОС, которая была подписана в 2003 году.

Согласно принятым документам, в 27 мероприятиях Республика Таджикистан выступает и как совместная страна-участница, и как совместный исполнитель мероприятий. В этот перечень входили мероприятия в области сотрудничества в сфере транспорта, в сфере топливно-энергетического комплекса, в области агропромышленного комплекса, в сфере науки и новых технологий, в области высоких информационных и телекоммуникационных технологий, в сфере природопользования и охраны окружающей среды, здравоохранения, образования, туризма и т.д.

Реализация этой программы привела к повышению роли и значения ШОС на международной арене. К 2006 г. влияние ШОС в регионе настолько возросло, что США и его западные союзники, начиная с 2007 г., стали активно приглашать ШОС к афганскому урегулированию, фактически признав её как авторитетную региональную организацию, с интересами которой следует считаться.

Год назад Таджикистан также выполнил ключевую задачу. На Душанбинском саммите были определены механизмы расширения ШОС, причем роль Таджикистана резко возрастает в связи с перспективами включения в ШОС Индии и Пакистана, и укреплением взаимосвязей с Ираном. Поворотным и судьбоносным событием в решении вопроса о расширении ШОС стал саммит глав государств-членов ШОС в Республике Таджикистан, состоявшийся 11-12 сентября 2014 г. в г. Душанбе. На данном саммите Решением Совета глав государств-членов ШОС был утвержден документ под названием «Порядок предоставления статуса государства-члена Шанхайской организации сотрудничества».

Таким образом, главы государств-членов ШОС на Душанбинском саммите приняли очень важное и смелое решение по расширению организации. Теперь две такие крупные региональные страны, как Индия и Пакистан, которые имеют статус наблюдателя при ШОС и которые уже давно хотят стать полноценными членами ШОС, смогут получить статус члена организации на очередных саммитах глав государств-членов ШОС, скорее всего в Ташкенте в 2016 г.

Состояние современных отношений РТ и КНР. Говоря о современном состоянии участии Таджикистана в ШОС, нельзя не остановиться о взаимоотношениях Таджикистана и Китая. Состояние современных отношений РТ и КНР характеризуется все возрастающей близостью. Ежегодные визиты президента Э.Ш.Рахмона в КНР сопровождаются обилием подписанных документов и заключением многочисленных контрактов. Создана и продолжает формироваться фундаментальная договорно-правовая база, сближающая законодательства двух стран, которая более чем 160 совместными документами охватывает практически все сферы сотрудничества. Помимо законодательства идет сближение в практиках, «правилах игры». Так, например, китайские учреждения осуществляют подготовку и переподготовку таджикских специалистов в различных сферах и особенно в финансовой и банковской. В настоящее время на территории РТ функционирует более 70 китайских предприятий в сфере реконструкции и строительства дорог, туннелей, мостов, ТЭЦ, прокладки ЛЭП, производства стройматериалов.

Интересы КНР. Китайцам крайне важны многовекторные в западном направлении транспортные магистрали, проходящие через три страны ЦА независимо друг от друга. Таджикские транспортные коридоры, хотя и проходят через горы, достаточно освоены в советский период и являются самым коротким путем от Каракорумского шоссе до Афганистана и Ирана. Эта автомобильная магистраль, как и другие дорожные проекты, служит только китайским транспортникам, так как практика показала, что другие не выдерживают конкуренции с китайскими компаниями.

Таджикистан – мост в Афганистан. КНР, не истратив почти ни цента в военной компании в Афганистане, уже обладает главными горнорудными и природными недрами этой страны и начала их осваивать, вкладываясь в восстановление Афганистана.

РТ – выход на Средний и Ближний Восток, к их рынкам и к нефте-газо ресурсам всего региона.

Таджикистан оказался одним из важных узлов на пути китайской торгово-экономической экспансии в юго-западном направлении. Одновременно в силу геополитической ситуации, своего политического и экономического положения Таджикистан ускоренными темпами подпадает под влияние КНР.

Экономическая экспансия КНР в Таджикистане способствует расширению влияния Пекина в центральноазиатском регионе в целом, в том числе в области безопасности. Необходимость защиты инвестиций КНР в РТ приводит к усилению силового взаимодействия двух стран.

Кроме общеизвестных направлений инвестирования КНР в РТ хотелось бы отметить еще и следующие:

Китай рассматривает РТ как поставщика электроэнергии в СУАР; РТ также рассчитывает участвовать в поставках газа в Китай; Китай получил также право на разработку золоторудного месторождения Зарафшон. Еще в 2007 году китайская компания Zijin Mining Group стала собственником бывшего Таджикского золоторудного комбината около города Пенджикент. В 2013 году эта китайская компания инвестировала в добычу золота 60 млн долл. В прошлом году РТ получил долгосрочный кредит в 140 млн долл. Эти средства должны обеспечить рост ежегодной золотодобычи с 1 до 5 тонн к 2015 году. Помимо добычи золота, КНР проявляет повышенное внимание к разработке месторождений свинца и цинка.

КНР также заинтересована в производстве экологически чистых фруктов и овощей из РТ для поставок верхним слоям в КНР. Министерство сельского хозяйства РТ передало около 500 гектаров земли китайским фермерам на 49 лет. Планируется расширить использование земли КНР. В последнее время китайцы расширяют внедрение в сферу сельского хозяйства. Таджикская сторона легко согласилась на передачу китайским фермерам «для внедрения передовых с/х технологий» более 3 тысяч га поливной земли в 4-х районах Хатлонской области и 2-х – Согдийской области. Существуют планы по развитию в РТ органического сельского хозяйства «без химии» для поставок в КНР наподобие специально выращиваемого для КНР органического риса, чая и кофе в Камбодже. Первые органические фрукты из РТ поступят в торговые центры Пекина уже в этом году.

В последние годы китайские компании стали проявлять интерес к телекоммуникационному рынку Таджикистана. В настоящее время в республике работают ZTE и Huawei Technologies Co. Ltd., которые реализуют в РТ целый ряд телекоммуникационных проектов, а компания «Хуавэй» приступает к осуществлению первой фазы проекта «Электронное правительство Республики Таджикистан».

Развитие регионов КНР, в первую очередь Синцзян, а также Шэнси. СУАР стал крупным индустриальным регионом, с ВВП в 120 млрд. долларов (в 6 раз больше ВВП Афганистана). Была построена сеть автомобильных и железных дорог, охватывающая весь обширный регион по периметру, вблизи границы. С вводом в строй в 2010 году железной дороги Кашгар - Хотан, железные дороги есть вдоль границ с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Пакистаном. Западные регионы Китая связаны с остальной территорией магистралями 312 (Ланьчжоу - Урумчи - Хоргос) и 315 (Ланьчжоу - Хотан - Кашгар), и магистралью 219 (Сакья - Каргалык) вдоль границ с Непалом, Индией и Пакистаном.

Каковы преимущества китайских инвесторов в РТ?

1.Прямые контакты политического руководства. Все договоренности осуществляются первыми лицами, а затем идет техническое оформление решений.

2.Быстрота принятия решений и осуществления проектов. Китайские делегации принимали решения о крупнейших проектах и начинали технико-экономическую проработку проектов в течение 2-х месяцев. В то же время российская и тем более западная стороны очень долго ведут проработку проектов, после длительного периода обсуждения тянут, а затем отказываются от своих планов.

3.Никаких предварительных условий и никакой критики в сфере прав человека или еще чего-нибудь.

Какие возможности для РТ предоставляют китайские инвестиции?

Китай лидирует в области прямых инвестиций в экономику Таджикистана: в первом полугодии 2014 года на его долю пришлось 44,4% ($75,1 млн.) общего объема прямых инвестиций. Всего же Таджикистан привлек в первом полугодии почти 520 млн долларов иностранных инвестиций, что на 78,2% (на $227,8 млн.) больше, чем в том же периоде прошлого года (Источник: Госстатагентство РТ).

В 2013 году тоже больше всего прямых инвестиций поступило в Таджикистан из Китая - 166,1 млн. долларов, или 48,7%. Китайцы вкладывают в финансовое обслуживание, геологоразведку, промышленность, строительство, монтаж технологического оборудования. Россия и в прошлом году была на втором месте ($78,5 млн. прямых инвестиций, или 23%). Российская Федерация инвестирует в строительство, связь, геологоразведку, финансовое обслуживание, здравоохранение, промышленность. (Источник: Госстатагентство РТ).

Политическая и финансовая элита РТ всемерно способствуют китайскому проникновению в РТ. Таджикскую сторону больше всего привлекает «безграничная» щедрость, неприхотливость и ненавязчивость китайцев. Китайский кредит привлекателен не только льготным процентом, но и отсутствием видимых политических или экономических требований, а также тем, что он обеспечивает политическое долголетие нынешней власти в Душанбе.

КНР, по сути, является безальтернативной страной, которая в условиях неоправдавшихся надежд на российские инвестиции в РТ, способна осуществлять кредитование РТ и реализовывать здесь крупные проекты, которые особенно важны в сложных отношениях РТ и Узбекистана. Так как КНР инвестировало в политическую элиту РТ, включая значительную коррупционную составляющую, то КНР заинтересовано в ее сохранении. В ответ сложилось китайское лобби в различных структурах власти РТ, ревностно отстаивающие интересы КНР, настраивающее общественное мнения против РФ и др. традиционных партнеров РТ, а также пропагандирующее КНР через СМИ, школу и т.д.

Китайские инвестиции особенно важны сейчас, когда наступающая рецессия в России обещает сокращение денежных переводов. Бывший первый заместитель министра финансов Таджикистана Джамолиддин Нуралиев (зять президента Рахмона), ныне первый заместитель Председателя Национального Банка, в интервью Financial Times заявил, что в Таджикистане уже чувствуют последствия ухудшения ситуации в российской экономике, поэтому Таджикистан активно пытается привлечь китайские инвестиции. По словам Нуралиева, деньги пойдут на строительство газопровода, железных дорог и цементных заводов. «Таджикистан может попасть в экономическую зависимость от Китая, но ему необходимо компенсировать последствия экономической стагнации в России, - сказал он. - Мы обозначим границу, но не сегодня. Нам необходимо уравновесить один риск другим».

Таджикистан планирует получать выгоду от газопровода не только за счет платы за транзит, но и за счет подключения к этой ветке. Четвертую ветку газопровода Китай – Центральная Азия предполагается проложить из Туркменистана через Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. Душанбе надеется закачивать в нее свой газ с Бохтарского месторождения, которое в прошлом году начали разрабатывать две энергетические корпорации – китайская CNPC и французская Total SA. Специалисты компаний уверенно заявляют, что Бохтарское месторождение может помочь Таджикистану стать вторым по объемам поставщиком газа в Китай в регионе.

Подавляющее большинство китайских финансовых средств в таджикской экономике (свыше 80%) - это кредиты, т.е. долги, которые Таджикистану уже в краткосрочной перспективе придется возвращать с процентами (пусть даже и не столь большими). Сегодня РТ аккумулирует более 2/3 китайских кредитов в центральноазиатском регионе. Речь идет о долгах именно государства. За все время кредитной истории таджиков перед китайцами ни одна частная таджикская структура не получила от китайцев ни копейки. Все займы предоставляются только государству и под его гарантии.

Таким образом, в ходе утраты экономической независимости РТ будет в качестве платы предоставлять беспрепятственный доступ к минеральным и другим ресурсам, расплачиваться контрольными пакетами акций своих стратегических предприятий. Сейчас трудно предсказать все последствия такого развития событий, однако можно предположить, что активизация китайцев в РТ может вызвать сопротивление населения.

В целом масштаб задолженности РТ перед КНР и экспансия КНР в РТ заставляет вспомнить печальный опыт стран-сателлитов Китая, таких как Бирма.

ЕАЭС. Ряд экспертов в Таджикистане считает, что вхождение в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) резко повысит привлекательность сотрудничества с Таджикистаном для Китая: и с точки зрения доступа на более широкий рынок сбыта ЕАЭС, и с точки зрения использования транзитного потенциала единой таможенной и экономической территории от Душанбе до Бреста, и с точки зрения обеспечения безопасности китайских инвестиций и в целом северо-западных регионов КНР относительно «трех зол» - сепаратизма, терроризма и экстремизма.

В то же время ряд экспертов предупреждают, что возможны трения между Россией и КНР относительно Таджикистана. Мне кажется, что КНР не будет препятствовать вхождению РТ в Таможенный Союз из опасений спугнуть сильного партнера Россию.

Сотрудничество в рамках проектов Китайского экономического пояса и ЕАЭС. Среди стран Центрально-азиатского региона РТ первым подписал с КНР еще в 2014 г. ряд соглашений по привлечению китайских инвестиций в объеме почти двух миллиардов долларов США. За прошедшее время инвестиции КНР увеличилась в три раза и достигли шести миллиардов долларов. Среди проектов: одна из ветвей газопровода из Туркмении в направлении КНР, который пройдет через РТ (360 км) (в объеме 3 млрд. долларов). По условиям соглашения, хотя РТ не имеет доступ к этому газу, но в инфраструктуре и обслуживании трубы будет участвовать таджикская сторона, будет создано примерно 1500 рабочих мест, также Таджикистан получит доходы за транзит газа.

Если раньше Россия настороженно относилась к идее подобных проектов, то в настоящее время относится к ним вполне лояльно и сняла свои претензии в отношении РТ и Кыргызстана (странам транзита).

В настоящее время появилась возможность связать проекты Китайского экономического пояса и ЕАЭС, что поддерживается таджикской стороной, которая хотела бы получить шанс стать ключевой площадкой взаимодействия между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китайским экономическим поясом Шелкового пути.

Несмотря на то, что пока не принято политическое решение о вхождении РТ в ЕАЭС, как говорят официальные лица, «изучаются плюсы и минусы включения РТ в ЕАЭС» все понимают, что избежать вступления трудно, что идут торги, и что вопрос заключается только в цене вступления.

Большинство экспертов сходятся, что выгоду от торговли с КНР получает не только политическая и бизнес-элита РТ. Таджикистан подобно Кыргызстану превратился в неформальный реэкспортный центр китайских товаров для всей Центральной Азии. В 2010 году объем неформального реэкспорта китайских товаров через Таджикистан составил примерно $710 млн., что равно 70% официального экспорта республики. В следующих годах объем реэкспорта вырос еще больше. Реэкспортируется очень широкий набор товаров, хотя преобладает продукция легкой промышленности. Неформальный реэкспорт имеет не только минусы в виде несобранных налогов и роста коррупции. Он также дает возможность за счет пошива из китайских тканей улучшить свое положение бедным уязвимым группам населения, особенно женщинам.

Перспективы ШОС и роль Таджикистана в осуществлении перспективных планов ШОС по расширению. Как уже отметили в начале, РТ всегда выступает за расширение ШОС и принятие в ШОС новых членов из числа региональных держав при согласии ключевых основателей ШОС - Китая и России.

Еще на предыдущем саммите ШОС Душанбе поддерживал идею расширения организации. Принятие Индии лоббировала Россия, а Пакистана- Китай. Позиция РТ была одинаково положительной по отношению к обеим странам, т.к. РТ имеет добрые дипломатические и торгово-экономические отношения и с Индией, и с Пакистаном. Более того, РТ считает, что в решении афганского вопроса (исключительно важного для РТ) ключевую роль играют и Пакистан, и Индия. При вхождении обеих стран необходимо будет внести изменения в 146 документов ШОС. Одновременное вхождение обеих стран может способствовать разрешению афганского конфликта, а более активное вовлечение Афганистана в повестку обсуждаемых вопросов ШОС, сможет ускорить стабилизацию в регионе ЦА. После включения этих двух стран в ШОС можно будет поднять статус Афганистана до полноправного члена ШОС.

Гораздо более заинтересован Таджикистан в снятии барьеров на пути включения Исламской Республики Иран (ИРИ) в число равноправных членов ШОС. Однако, к решению этого вопроса пока не готовы другие члены ШОС, включая Узбекистан и Казахстан. Ведь в настоящее время устав ШОС запрещает принимать в организацию страны, находящиеся под санкциями ООН. Как известно, в настоящее время идут переговоры о смягчении и снятии санкций Запада в отношении Ирана связанных с его ядерными программами. Если санкции будут сняты, то для поднятия статуса ИРИ до членства в ШОС не будет барьеров. Тем не менее, 4 июня в ходе заседания Совета министров иностранных дел ШОС, посвященного подготовке июльского саммита ШОС в Уфе, Россия выдвинула ряд предложений, среди которых - принятие специального заявления по перспективам членства Ирана в организации, задействование площадки ШОС для сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайского мегапроекта "Экономический пояс Шелкового пути", создание Международного центра предпроектной подготовки и финансирования проектов ШОС. Таджикистан поддерживает эти предложения. Что касается перспектив вхождения Ирана в ШОС, то начиная с 2010 г., Таджикистан инициирует расширение клуба ШОС в том числе и по культурно-языковым причинам. Если в перспективе Иран и Афганистан станут членами ШОС, то образуется группа фарсиязычных стран – в противовес тюркоязычным, а фарси-таджикский язык может стать одним из официальных рабочих языков заседаний саммитов ШОС.

Кроме того, сотрудничество с Ираном заметно повышают уровень безопасности, как для Таджикистана, так и для ЦА региона в целом. Иран играет важную роль в решении афганского вопроса. Иран также представляется хорошим партнером в развитии инфраструктурных проектов. К сегодняшнему дню Тегеран и Душанбе подписали около 130 двухсторонних соглашений, касающихся буквально всех сфер экономики, политики и социальной сферы. В Таджикистане работает более 150 иранских фирм, а торговый оборот между двумя странами по итогам 2014 года составил более 228 млн. долларов, что составляет 4,3% от общего объема внешнеторгового оборота Душанбе. Конечно, это немного. Кроме того, между РТ и Ираном существует много скрытого напряжения и явных трений. Тем не менее, на состоявшейся буквально на днях встрече Эмомали Рахмона с министром энергетики ИРИ Хамидом Читчияном было заявлено, что используя опыт строительства Сангтудинской ГЭС-2, главным инвестором которой был Тегеран, Исламская республика примет участие и в строительстве других гидроэнергетических объектов в Таджикистане. Тегеран выражает также заинтересованность в импорте 1 миллиарда кубометров таджикской питьевой воды, для чего предполагается создать совместно с Душанбе и Кабулом водно-энергетический коридор. В 2012 году между Ираном, Таджикистаном и Афганистаном был подписан меморандум о взаимопонимании, который предполагает строительство железной дороги, инфраструктуры для поставок энергетических ресурсов (нефти, газа, электроэнергии) и воды. Строительство этих коммуникаций может стать вкладом в возрождение Великого шелкового пути, укрепление экономического сотрудничества и развитие региона. В целом следует признать, что Иран стал влиятельным игроком в Центральной Азии, работающим на экономическое развитие и укрепление безопасности региона по своим собственным причинам: 1) чтобы добиться прорыва в создаваемой Западом международной изоляции; 2) освоить местные рынки и продвинуть свои экономические интересы; 3) обеспечить безопасность.

В решении этих задач Иран сталкивается с противодействием США и ЕС, что ослабляет региональную безопасность. Таджикистан занимает двойственную позицию: с одной стороны поддерживает Иран, а с другой не готов ссориться из-за него с Западом.

Для Таджикистана ключевым фактором остается безопасность. РТ очень надеется на скорое обеспечение безопасности на южных рубежах, на таджикско-афганской границе и на реализацию инфраструктурных проектов, связывающих Таджикистан с Ираном, Пакистаном и Индией через Афганистан (проекты САSA-1000, транспортные коридоры и т.д.) Больше всех Таджикистан заинтересован в безопасном и стабильном Афганистане, так как это основа для реализации торгово-экономических, транспортных и гидроэнергетических проектов. С этой точки зрения РТ поддержит расширение ШОС за счет Ирана, т.к. это шаг в сторону укрепления безопасности ЦА.

------------------------------------------------

Выступление на 8-м заседании Экспертного клуба «Сибирь-Евразия» (28 августа 2015 г., г. Новосибирск)