Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
Вода в Центральной Азии: путь к сотрудничеству или к конфликту?

На сегодняшний день вопросы совместного использования трансграничных рек в Центрально-азиатском регионе приобретают все большую актуальность. Особую обеспокоенность вызывают механизмы вододеления крупнейших водных артерий региона – рек Сырдарья и Амударья. Конфликт интересов между странами верховья (Кыргызстана и Таджикистана) и низовья рек (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан) в гидроэнергетическом и в ирригационном режиме использования рек порождает напряженность в отношениях между странами. Вододеление в регионе охватывает не только социально-политические, а также экономические и экологические аспекты. Об основных тенденциях трансграничного водного сотрудничества в Центральной Азии пресс-службе Экспертного клуба «Сибирь-Евразия» рассказала докторант кафедры политологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Жанар Смакова.

Жанар, как Вы оцениваете потенциал водных ресурсов в Центрально-азиатском регионе? Какие существуют угрозы в контексте совместного водопользования?

– Центральная Азия считается регионом, достаточно богатым водными ресурсами. Однако вода – это ограниченный ресурс, обладание и управление водными ресурсами становится одним их ключевых факторов геополитики, являясь одной из причин конфликтов и войн на всей планете. К слову, в мире насчитывается более 260 трансграничных рек.

И в Центрально-азиатском регионе сейчас проблема вододеления выходит на первый план. Потому что крупнейшие реки региона – Сырдарья и Амударья – играют одну из ключевых ролей в экономиках всех пяти стран региона. Если страны в низовьях рек, это Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, активно используют трансграничные воды для развития орошаемого земледелия, выращивая хлопок, рис и другие культуры на поливных площадях, то для стран верховьев, это Кыргызстан и Таджикистан, строительство гидроэлектростанций на этих реках является единственным шансом добиться энергетической независимости и последующего роста экономики. Именно этим и занимаются Бишкек и Душанбе последнее десятилетие, вводя в эксплуатацию громкие Камбаратинскую ГЭС-2 и Рогунскую ГЭС. Несогласованный забор воды странами верховьев вызывают негодование странам низовьев рек.

А каковы современные механизмы вододеления в регионе?

– С 1992 года сотрудничество осуществляется главным образом через Межгосударственную Координационную Водохозяйственную Комиссию и ее исполнительных и межведомственных контрольных органов – бассейновых водохозяйственных объединений «Сырдарья» и «Амударья». Между странами региона принят ряд соглашений и договоренностей.

Дело в том, что до 1991 года механизм вододеления в регионе был сформирован исходя из всеобщей выгоды, тогда процессом управляла Москва: активно развивалось орошаемое земледелие в странах низовьев, они же и компенсировали «ущерб», поставляя в зимнее время странам верховьев топливо, уголь. После обретения Независимости странами региона назрела необходимость создания нового механизма, ведь на первый план вышли собственные национальные интересы. С первых лет сотрудничества сохраняется бартерная система трансграничного водного сотрудничества, однако в последние десять лет страны верховьев рек отклоняются от этого курса и стоят свои ГЭС для удовлетворения собственных нужд в энергетике, а также ориентируются на экспорт электроэнергии. Об этом свидетельствуют их стратегические и программные документы. В ежегодных Посланиях Президента Таджикистана Парламенту тема обоснованности строительства новых гидроэлектростанций на трансграничных реках является сквозной.

Какое внимание уделяется странами региона экологическим аспектам сотудничества?

– Между странами региона заключен ряд соглашений и в экологическом поле. Среди них можно выделить Нукусскую декларацию 1995 года, когда пять стран региона закрепили приверженность принципам устойчивого развития. Вместе с тем, страны региона общими усилиями работают над Аральской проблемой. 28 февраля 1997 года в г. Алматы была принята Декларация, которой 1998 год был объявлен годом защиты окружающей среды в регионе под эгидой ООН, а также была признана необходимость разработки комплексной программы экологической безопасности, включая проблему Арала.

Однако, все же, конфликт интересов усугубляется экологическими проблемами, а именно – загрязнением рек, а также возможным изменением исторического стока рек Амударья и Сырдарья и, как следствие, углублением проблемы Аральского моря. Ведь если забор воды будет существенно скорректирован строительством новых водохозяйственных объектов на реках, то вода, возможно, будет попросту не доходить до пункта назначения – Аральского моря. Мы видим, что экологическая катастрофа – обмеление данного объекта – не останавливает страны региона в преследовании собственных интересов. Кроме того, в случае прорыва сооружений на сейсмологических районах произойдет затопление Ферганской долины, что повлечет за собой серьезные экологические, социально-политические и экономические проблемы.

– Какое внимание уделяет Казахстан экологическим аспектам трансграничного водного сотрудничества?

– Что касается Казахстана, в Концепции перехода к «зеленой экономике» содержится пункт «Устойчивое использование водных ресурсов». Подчеркивается, что «наиболее остро стоит проблема деления трансграничных рек, поэтому Казахстан должен достигнуть соглашения по всем водным объектам в результате переговоров и подписания/обновления соглашений с соседними странами».

Как Вы считаете, каковы перспективы развития трансграничного водного сотрудничества стран региона?

– Учитывая тревожность ситуации по вопросам вододеления в регионе, необходимо в срочном порядке налаживать диалог, укреплять и углублять сотрудничество. За последнее время динамика сотрудничества падает, не было принято каких-либо крупных соглашений, деклараций, мы видим действия стран верховьев рек по строительству сооружений. Зарубежный опыт показывает, что в мире некоторыми странами внедрена система платного водопользования, что позволило им в целом решать проблемы вододеления, однако страны Центральной Азии не имеют единого подхода к платности воды. Для создания нового механизма вододеления в регионе, который будет отвечать интересам всех пяти республик, необходимо создание атмосферы доверия, прозрачности, подотчетности, возможно, это произойдет с созданием нового органа на базе межгосударственной водохозяйственной комиссии. Кроме того, необходимо сближать национальное законодательство стран региона, коррелировать стратегические программы относительно общего ресурса  - трансграничных вод.

Спасибо за беседу.