Logo 5c765a2a538debb2ef1ec2a0b1b90e420e4355491aa16c6c67c8b5f35800d437
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ
«СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»
II Евразийская школа публичной политики и международных отношений

13-15 апреля под Новосибирском прошла II Евразийская школа публичной политики и международных отношений. Перед её участниками выступили эксперты — политологи, социологи, специалисты по массовым коммуникациям и экономисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Алма-Аты, Астаны и Бишкека. Среди выступающих также представители профессионального сообщества Италии и Германии. Их слушателями стали 60 студентов 18-ти вузов России, Казахстана и Киргизии. Россия представлена университетами от Ростова-на-Дону и Самары на западе до Томска и Кемерова на востоке.

Главная задача II Евразийской школы публичной политики и международных отношений — формирование навыков информационно-аналитической и командной работы участников. Без этого полноценная интеграция в рамках ЕАЭС невозможна. Поэтому молодёжи стран – членов Союза необходимо учиться выстраивать эффективные коммуникации. Кроме того, молодые люди нуждаются в более чётком понимании сущности евразийской интеграции, её политической, экономической и культурной составляющих. Поэтому программа Школы предусматривала различные темы занятий и формы освоения материала.

 

Теоретическую часть занятий II Евразийской школы публичной политики и международных отношений представили несколько экспертов. Так, директор Института Евразийских исследований Андреа Джаннотти (Италия) показал неизбежность интеграционных процессов. В этом заинтересованы различные страны и неслучайно одним из первых идею прообраза ЕАЭС высказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. С тезисами господина Джаннотти фактически выразил согласие доцент кафедры международных отношений Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва Дамир Ерниязов (Астана, Казахстан). Он показал исторический характер хозяйственных связей территорий, которые ныне принадлежат странам-членам ЕАЭС. Современные транспортные потоки нередко формировались издревле, разрушать эти связи просто нелепо; они нуждаются в укреплении, потому что без них страны потеряют перспективы экономического развития.

В ходе занятий самое пристальное внимание уделялось и различным аспектам отношений внутри ЕАЭС. Теме взаимного восприятия России и Казахстана в постсоветский период посвятил своё выступление заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета Юрий Чернышов (Барнаул). Он привёл убедительные доводы в пользу того, что у граждан обоих государств много общего и заметен интерес к усилению взаимодействия. Однако политика экономической интеграции требует учёта исторического прошлого и корректировки стратегии развития Союза. Об исторической памяти говорила в своём докладе и профессор Высшей школы экономики Ольга Малинова (Москва). Нужно целенаправленно формировать объекты исторической памяти, которые могут быть своего рода зрительным подтверждением интеграции, формируя осознание общности и транслируя последующим поколениям идею евразийского единства.

 

Опыт экономического и политического взаимодействия стран Азиатско-Тихоокеанского региона рассмотрел доцент кафедры новейшей отечественной истории Кемеровского государственного университета Евгений Бадаев. Странами региона накоплен уникальный и богатый опыт различных форм интеграции, который необходимо изучать и даже применять, выстраивая союзные отношения в рамках ЕАЭС.

Политический аналитик, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов (Алма-Ата, Казахстан) в рамках практического занятия «Как проводить анализ информации об ЕАЭС» показал слушателям Школы, как важно отличать официальную информацию и мнения в интернете, статистические данные и слухи, умение критически анализировать информацию и сопоставлять различные источники. Будущим аналитикам и журналистам эти навыки пригодятся для формирования экспертных предложений или публикаций о жизни и перспективах развития Евразийского экономического союза. Теме важности подготовки будущих экспертов и их умения формулировать компетентные предложения посвятил выступление вице-президент Российской ассоциации политической науки Александр Сунгуров (Санкт-Петербург). Он обозначил важность экспертного мнения в условиях более активного стремления к интеграции: власти всех уровней в странах ЕАЭС заинтересованы в адекватном восприятии ситуации, прогнозировании тенденций и анализе возможностей. Для этого будущим экспертам необходимо устанавливать прочные контакты между собой и осваивать инструменты работы с информацией.

 

Сергей Масаулов, директор Центра перспективных исследований (Бишкек, Киргизия) провёл два занятия: командообразующий тренинг «Как развивать чувство локтя» и проектную работу «Развитие интеграционных процессов в ЕАЭС». Их главная задача — умение людей разных национальностей, компетенций и уровня подготовки сообща работать с общими проектами, чётко обозначая цели и задачи. Основной посыл занятий — ориентация слушателей на практику, возможность преодоления различных барьеров, вырабатывание навыков работы на цель.

Руководитель новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, председатель новосибирского отделения Российской ассоциации политической науки Константин Антонов показал важность работы с социальными сетями, которые могут выступить как конструктивной, так и деструктивной силой. Он детально проанализировал механизм работы с актуальными для общества темами, которые не просто обсуждались, но и благодаря социальным сетям становились своего рода катализатором различных политических акций.

Журналист, специалист по Центральной Азии Виталий Волков (Германия) обратил внимание на некоторые аспекты работы дипломатов, бизнесменов и журналистов из ЕАЭС с западноевропейскими (в первую очередь, немецкими) партнёрами. Важно определиться с терминами и общими принципами, толкование которых в странах Европы сильно отличаются от принятых в ЕАЭС.

Следует отметить, что занятия в рамках II Евразийской школы публичной политики и международных отношений проводились в диалоговой форме, позволявшей слушателям активно встраиваться в образовательный процесс. Выступления экспертов и практические занятия позволяли студентам максимально раскрыть свой творческий потенциал.

Организаторами II Евразийской школы публичной политики и международных отношений выступили Экспертный клуб «Сибирь-Евразия», Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ и Новосибирское отделение Российской ассоциации политической науки.

II Евразийская школа публичной политики и международных отношений проводилась за счёт средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии c распоряжением президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Российским союзом ректоров.

ПРОГРАММА II ЕВРАЗИЙСКОЙ ШКОЛЫ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Фото Владимира Дубровского

Видео Клавдии Елисеевой